Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Глагол

§ 88. Повторение изученного в 5 классе (окончание)

516. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам - совершенный или несовершенный.

    Дверь мне открыл Володька.

    Он (не)упал в обморок от радост.., что увид..л меня. Он посмотрел так, будто я пр..ходил (к)нему каждый день в это самое время. (У)меня же вид был, наверно, такой торжестве(н, нн)ый, я так г..рел (не)терпением поскорей ра(с, сс)казать всем мамину3 новость, что Володька спр..сил:

    — Что с тобой?

    — (Ни)чего... Сейчас узна..шь!

    — Проходи, — сказал он. — Есть хоч..шь? — и пош..л на кухню.

    — Куда ты?! — во(з, с)кликнул я. — Сн..чала послушай...

    — Подожди немного. У меня пр..горит...

    Володька был хозяйстве(н, нн)ым парнем.

(А. Алексин)

517. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».

В своём рассказе используйте:

  • один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);
  • содержание рисунков;
  • в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).

    I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.
    — Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.
    — Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.
    — А я давно умею, — отвечает он.
    — Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...

    II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «Ия смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»
    И вот однажды...

518. Сгруппируйте глаголы, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом.

    Перечитать, мечтать, светлеть, входить, мчаться, завтракать, ужинать, приклеить, перелетать, бледнеть.

519. Обозначьте способ образования глаголов и их состав. • От какой части речи образован последний глагол? • Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 158).

    Позавтракать, присесть, загрустить, рассмеяться, посинеть, твердеть, приглушать, загореться, окаменеть, поскользнуться, утроить.

520. Запишите глаголы с суффиксом -нича-, однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

Образец. Сапожник - сапожничать (I спр.).

    Слесарь, рукодельница, лентяй, сотрудник, полдник, плотник, попрошайка.

521. Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Яковлева. Спишите, раскрывая скобки. Над какой орфограммой вы работали? • Какую пословицу использует автор? К чему призывает?

        Помните, ребята,
        Правило одно:
        Сам барабан
        (Не)забарабанит,
        Медная труба
        Сама трубить
        (Не)станет!
        И если огонька
        Нет, как говорится,
        Сам по себе
        Костёр (не)разгорится...
        (Не)течёт вода
        Под лежачий камень,
        Чтоб она текла —
        Камень сдвинь руками.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru