Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя прилагательное

Произношение имён прилагательных (окончание)

    Упр. 261

1. Найдите в текстах краткие формы имён прилагательных, отметьте в них место ударения с учётом подсказки, которую дают рифма и ритм стиха.

Прочитайте стихи вслух правильно и выразительно. Запишите фамилию, имя, отчество автора и название произведения.

    1) Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла,
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива.

    2)        ...Она,
    Как под крылышком у сна,
    Так тиха, свежа лежала,
    Что лишь только не дышала.

2. Выполните лексический разбор выделенных слов.

Возмите на заметку!

Одни прилагательные при образовании сравнительной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: красивый — красивее, громкий — громче, долгий — дольше. В других прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: си́льный — си́льне́е, бле́дный — бледне́е, ве́рный — верне́е.

Вот почему следует постоян но проверять себя по орфоэпическому словарю.

    Упр. 262

Прочитайте слова несколько раз вслух, соблюдая правила орфоэпии.

    Краси́вее, гро́мче, еку[ш]не́е, бледне́е, до́льше, да́льше, верне́е, сильне́е, ле́[х]че, вы́ше, лу́[тш]е (лучше), длинне́е (нельзя: дли́ньше!).

    Упр. 263. Учимся собирать и систематизировать информацию

1. Сохраняя орфоэпические пометы, выпишите из орфоэпического словарика все прилагательные и распределите по группам слова, и которых возможны ошибки: а) только в произношении; б) только в ударении; в) как в произношении, так и в ударении; г) в образовании грамматической формы. Прочитайте прилагательные в соответствии с орфоэпическими пометами.

2. Используя записанные с лона и материалы § 24, выделенные цветом, подготовьте высказывание на чему «Правильное употребление в речи имён прилагательных».

    Упр. 264

1. Прочитайте текст. Какое имя существительное следует вставить вместо точек, чтобы сохранить смысл данного текста?

    В русском языке много слон, характеризующих ...: тихий, громкий, негромкий, слабый, сильный, звучный, высокий, резкий, тонкий, низкий, глухой, гортанный, зычный, пронзительный, писклявый, визгливый, хриплый, гнусавый, чистый, весёлый, грустный, самоуверенный, гневный, грубый, злой, угрожающий, спокойный, нервный, ровный, возбуждённый, взволнованный, дрожащий, певучий, мелодичный, красивый, мягкий, нежный, детский, юношеский, девичий, молодой, старый, старческий, мужской, женский.

            (Л. Введенская)

2. Какую роль играют в тексте перечисленные прилагательные? Какие из них можно назвать синонимами? антонимами?

3. Что можно сказать о произношении выделенных слов с буквосочетанием чн?

4. Найдите слово с непроизносимым согласным.

5. Что означают две пометы ударения в слове девичий?

6. Образуйте и правильно произнесите формы сравнительной и превосходной степени прилагательного красивый.

7. Сделайте фонетический разбор слова детский.

8. Попытайтесь прочитать этот текст по-разному: тихим, громким, дрожащим и т. д. голосом. Понаблюдайте за тем, что при этом изменится. Сделайте выводы.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru