Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Текст

§ 25. Способы связи предложений в тексте

    Упр. 265

1. Вспомните, что вы знаете о «данном» и «новом». Какова их роль в построении текста?

Прочитайте текст.

    В 2003 году славянская азбука отметила свой юбилей.

2. Рассмотрите текст и ответьте на вопросы.

    1. Какое место в предложении занимает «данное»? А «новое»?

    2. Для чего служит «данное»? А «новое»?

    Упр. 266

Найдите в предложениях фрагмента текста «данное» и «новое».

    Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.

    Упр. 267

Правильно ли вы понимаете, как строится текст? Прочитайте текст, вставляя там, где это необходимо, термин «данное» или «новое».

    В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части — ... и .... Предложение начинается с .... В нём в сжатом, свёрнутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К ... добавляется ..., в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. ... скрепляет предложения, ... развивает мысль, продвигает высказывание вперёд. Так происходит развёртывание текста.

    Упр. 268

Понаблюдайте, как сцепляются предложения в первом и во втором текстах.

    1) Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.

            (Ю. Куранов)

    2) [У входа в палатку стояла шаровая молния величиной с человеческую голову.]

    Молния висела совсем низко над травой, в сантиметрах тридцати от земли. Она излучала мертвенный свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.

            (Ю. Коринец)

Следует различать два способа связи предложений в тексте: последовательный, или цепной, и параллельный.

При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения (см. текст 1 из упр. 268).

При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное» (см. текст 2 из упр. 268).

    Упр. 269. Учимя создавать текст

Прочитайте текст. Определите способы связи предложений в первом и во втором абзацах.

    По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий.

    Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался, оглянулся и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.

            (По Ю. Яковлеву)

    Упр. 270

Продолжите предложение Ребята вышли на поляну дважды: а) так, чтобы получилось повествование на тему «Как ребята отдыхали на лесной поляне»; б) так, чтобы составленное предложение стало началом описания на тему «Красивая поляна». Используйте в первом тексте параллельную связь, а во втором — последовательную.

 

 

???????@Mail.ru