Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Повествование

§ 42. Повествование делового и научного стилей (окончание)

    Упр. 496

Прочитайте текст и на его основе составьте деловое повествование на тему «Как сварить четверную уху».

Помните о требованиях стиля: отбирайте для делового текста только нужные сведения, следите за использованием средств языка, в том числе за выбором глагольных форм и обозначением последовательности действий.

    Чтобы сварить четверную уху, надо иметь много рыбы. У нас-то её достаточно! Мы набираем в котелок воды, укрепляем его над огнём и бросаем туда несколько луковиц, лавровый лист, перец. А потом мелкую рыбу. Её мы варим долго, пока она совсем не разварится. Когда рыба разварится, мы процеживаем уху через марлю, отдаём рыбу Хангу и Чангу, а юшку ставим опять на костёр. Теперь мы варим в этой юшке рыбу покрупнее. И опять всё процеживаем. Третий раз мы варим головы и хвосты крупных рыб и снова процеживаем. Под конец мы кладём в уху несколько картошек и, когда они сварятся, кладём туда большие, тщательно промытые куски крупной рыбы, а также моло́ки, икру, печёнку. Четвёртый раз варим уху совсем недолго. Мы даём ей закипеть три раза и снимаем с огня. Теперь она должна постоять закрытой минут двадцать — и уха готова! Вот это и есть четверная уха. Вот это уха! Потрясающая уха!

            (Ю. Коринец)

    Упр. 497. Учимся создавать текст

Коллективно силами класса создайте книгу «Полезные советы». Она может включать рубрики: «Поделки», «Игры», «Кулинарные рецепты», «Умелые руки» ит. п. Напишите свою страницу в одну из рубрик. Обдумайте содержание и характер изложения.

Помните о требованиях к повествованию делового и научного стилей: следите за использованием языковых средств.

Написав первый вариант, отредактируйте текст, улучшая как его содержание, так и язык.

    Упр. 498

1. Как вы списываете текст с книги или с классной доски? Сравните свои действия с теми, которые рекомендуются в памятке. Какие из них вы выполняете, а какие — нет?

      Как списывать текст

    Прежде всего читают весь текст, чтобы его понять. После этого возвращаются к первому предложению. Прочитывают его, находя все орфограммы и объясняя себе известные; отмечают знаки препинания, если они есть. Затем желательно ещё раз прочитать всё предложение или списываемую часть так, как было написано (орфографически). Это поможет лучше запомнить облик слов. После чего предложение пишут, по возможности не заглядывая в текст. Во время записи хорошо помогать себе самодиктовкой.

    Так же пишут и другие предложения. Сделанную запись сверяют с исходным текстом.

2. Докажите, что данная памятка -— это текст-повествование делового стиля.

3. Охарактеризуйте использованные глагольные формы.

4. Спишите инструкцию. Выполните её предписания.

    Упр. 499

Создайте сборник полезных советов «К урокам русского языка»: «Как готовить уроки по русскому языку», «Как действовать во время диктанта», «Как обдумывать сочинение», «Как проводить морфологический разбор», «Как определить окончание причастия», «Как определить суффикс причастия» и др.

Выберите себе тему, обдумайте необходимую последова тельность действий, определите глагольные формы, которыми будете пользоваться, и напишите свою страничку для этого сборника. Следите за средствами связи предложений, не допускайте неоправданных повторов слов.

Написав текст, не забудьте его проверить и, если нужно, отредактировать.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru