Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь. Текст

§ 66. Соединение в тексте разных типовых фрагментов (окончание)

    Упр. 737

Рассмотрите на вклейке (с. 13) репродукцию картины Исаака Ильича Левитана (1860—1900) «Лесистый берег» (1892 г.). Как вы считаете, какие типы речи нужны, чтобы создать по ней словесную картину? Какого стиля речи должен быть текст?

Лесистый берег

Вычлените детали, которые хотите показать, обдумайте построение предложений, выбор языковых средств.

Опишите эту картину людям, которые её никогда не видели. Создайте текст.

    Упр. 738

Обдумайте сочинение на тему «Мой любимый уголок природы». Составьте рабочие материалы для сочинения, исходя из такой структуры текста.

    Предложение-вступление.

    Рассуждение.

    Описание места.

    Описание предмета (предметов).

    Заключительное предложение с оценочным значением.

    Упр. 739

Вдумайтесь в приведённые темы сочинений. Тексты какого стиля и типа речи они предполагают? Возможно ли в них сочетание типовых фрагментов? Если да, то каких? Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение-миниатюру — по воображению, по памяти, на основе проведённых наблюдений. Предварительно подготовьте рабочие материалы.

    «Перед грозой», «Начало грозы», «Долгожданный летний дождь», «Летний дождик», «Бушует стихия!», «Первый снег», «Раннее утро на моей улице (в деревне, в лесу, в нашей квартире)», «Весеннее (зимнее, осеннее) утро во дворе школы (в нашем дворе)», «Поздний вечер...», «В нашей комнате в сумерки (поздним вечером, при свете луны)», «В здании школы во время урока (на перемене)».

    Упр. 740. Учимся работать с текстом

1. Перед вами рассказ мальчика из повести Ю. Коринца «Там вдали, за рекой».

Разберитесь в особенностях текста: определите тему и основную мысль, стиль речи: выявите типы речи, использованные в рассказе, и объясните, почему они соединены таким образом.

    Солнце уже сияло вовсю. Туман рассеялся. Я увидел далеко-далеко всю Учу, извивающуюся посреди зелёных берегов. Позади меня был луг, по которому бродило пять белых козочек. А за лугом деревня...

    Я открывал глаза, опять закрывал и заснул.

    Проснулся от шума. Вскочил и огляделся по сторонам. Я увидел потрясающую карусель! По широкому кругу носятся: маленькая беленькая козочка, за козочкой — Ханг, за Хангом — Чанг, за Чангом — дядя, за дядей — папа, за папой — мама, за мамой — какие-то две женщины. А в середине этого круга стояли ещё четыре козочки, тесно прижавшись друг к другу и дрожа с головы до ног. Вот это была карусель, скажу я вам! Такой карусели я в жизни не видывал.

    Я кинулся в этот круг наперерез собакам, прямо на Ханга. Через секунду Ханг сбил меня с ног. В тот же момент на нас налетел Чанг, и мы покатились клубком по земле.

    — Хачанг! — закричал дядя.

    В мгновение ока чёрный клубок превратился в Ханга и Чанга. Они встали и послушно подошли к дяде, зализывая свои раны.

2. Рассмотрите схему строения прочитанного вами текста и укажите место каждого из типов речи.

3. Охарактеризуйте особенности «данного» и «нового» в предложениях текста, способы и средства их связи между собой.

4. Составьте план всего текста.

5. Перескажите от 3-го лица ту часть, в которой говорится о необыкновенной карусели.

Предварительно понаблюдайте за особенностями построения предложений в тех типах речи, которые эту часть составляют.

    Упр. 741. Учимся создавать текст

1. Проанализируйте приводимые ниже темы сочинений. Распределите их по группам в зависимости от того, какой стиль речи (художественный, деловой или научный) допускает формулировка. Рядом с темой укажите тот тип речи, который, на ваш взгляд, должен быть ведущим.

2. В каждой из групп назовите примеры широких и узких тем; для двух-трёх тем укажите все те типы речи, которые целесообразно использовать при написании сочинения.

    «Небо перед грозой», «Люблю грозу в начале мая!», «Что такое гроза?», «Это было в грозу», «Почему бывает гроза? », « Перед грозой ».

    «Снег», «Что такое снег?», «Снег идёт!», «Снегопад», «Однажды зимним днём», «В красивом заснеженном царстве», «В зимнем лесу».

    «Признаки весны», «Прилёт птиц», «Скворцы прилетели!», «Весна, весна на улице, весенние деньки!», «Готовимся к встрече птиц», «Скворечник», «Новосёлы птичьего домика», «Весна пришла!».

    Упр. 742

Напишите сочинение-рассказ о том, как однажды вы увидели что-то необычное, интересное. Но сначала обдумайте тему и основную мысль; отбор сведений и последовательность их ввода; решите, какие типы речи вам нужно будет построить. Помните о требованиях стиля, о способах предупреждения недочётов, о средствах усиления выразительности речи.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru