Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5 - 7 классах

§ 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (окончание)

7. Предложения этого упражнения взяты из старинных романсов. Расставляя пропущенные запятые, выпишите предложения в такой последовательности: 1) с разделительными запятыми; 2) с выделительными запятыми; 3) со знаками выделения и разделения. Графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения или выделения которых служат знаки препинания.

1. Гори гори моя звезда
Гори звезда приветная!
Ты у меня одна заветная
Других (не)будет (не, ни)когда.

(В. Чуевский)

2. Дремлют плакучие ивы
Ни..ко скл..нясь над ручьём
Струйки бегут тор..пливо
Шепчут во мраке ночном!

(А. Тимофеев)

3. Белой акац.. гроздья душистые
Вновь ар..мата полны
Вновь разл..вается песнь солов(?)иная
В тихом сиян.. луны!

(А. Пугачёв?)

4. Ямщик (не)гони лош..дей!
Мне (не, ни)куда больше сп..шить
Мне (не, ни)кого больше любить
Ямщик (не)гони лош..дей!

(Н. Раттер)

5. Я помню вальса звук прелес(?)ный
Весе(н, нн)ей ноч(?)ю в поз(?)ний час
Его пел голос (не)извес(?)ный
И песня чудная лилась.

(Н. Листов?)

аромат

8. В предыдущем упражнении помещены строчки из любимых и известных романсов. Эти строчки запомнились многим, однако имена некоторых авторов, к сожалению, забыты. Обратите внимание на знак вопроса возле фамилий А. Тимофеева («Дремлют плакучие ивы...»), А. Пугачёва («Белой акации гроздья душистые...»), Н. Листова («Я помню вальса звук прелестный...»). Это означает, что авторство точно не установлено. А ведь песни, романсы - это неотъемлемая часть русской культуры.

Помните ли вы наизусть слова современных песен, романсов? Знаете ли фамилии авторов слов? Проверьте себя и запишите по памяти 2-3 куплета из разных песен или из одной песни, укажите фамилию автора (авторов) слов. Если в тексте есть разделительные знаки препинания, то надпишите над ними букву р.

9. Запишите 2 предложения, в которых знаки препинания служат для разделения; 2 предложения, в которых знаки препинания служат для выделения; 3 предложения со знаками разделения и выделения.

10. Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

созданный

    Абрамцево одна из знаменитых подмосковных усадеб. В 1843 году извес(?)ный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859) пр..обрёл (не)большое подмосковное имение Абрамцево расположе(н, нн)ое2 в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры*.

    В Абрамцев.. созда(н, нн)ы основные литературные произведения С. Аксакова, в том числе его извес(?)ные авт..биографические пов..сти в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы» «Семейная хроника» «Детские годы Багрова-внука» «Воспоминания». На протяжении пятнадцати3 лет Абрамцево являясь одним из оч..гов обществе(н, нн)ой и культурной жизни Росс.. было местом встреч оживлё(н, нн)ых бесед и споров выдающихся людей того врем..ни. В гостях у Аксаковых бывали И. Тургенев Н. Гоголь Ф. Тютчев М. Щепкин М. Погодин и многие другие.

    Близкая дружба связ..вала хозяина усадьбы с Н. Гоголем. (В)первые Гоголь пр..ехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня. (Во)время этого пос..щения усадьбы Гоголь читал хозяевам первую главу из второго тома «Мёртвых душ». (В)последств.. он ещё четырежды побывал в Абрамцев.. . В мезонине абрамцевского дома есть комната которая многие годы спустя прод..лжала именоват(?)ся Гоголевской.

11. Ответьте на вопрос «Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево. Предложения составьте по образцу. Знаки препинания какой группы вы поставили?

Образец. Тимофей Николаевич Грановский - историк, общественный деятель, талантливый оратор и лектор.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru