|
|
|
Повторение изученного в 5 - 7 классах
§ 3. Знаки препинания в сложном предложении
В какой колонке простые предложения, а в какой - сложные?
Какое предложение, простое или сложное, отражает одно событие, факт, фрагмент действительности? Какое - два? В каком предложении две грамматические основы, а в каком одна? С помощью каких языковых средств связаны простые предложения в сложном?
Простые предложения в составе сложного на письме обычно отделяются друг от друга запятой. 12. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему? Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.
1. Г..рели тёмным пурпуром клёны пор..зовел2 бересклет ссыхался дикий виноград на беседке. 2. Берёзы за одну ноч(?) пож..лтели до самых верхуш..к и листья осыпались с них частым и п..чальным дождём. 3. Каждый раз когда пр..ближалась осень начинались разговоры о том что многое в пр..роде устро..но не так как бы мы хотели. 4. Зима у нас длинная, зат..жная лето гораздо короче зимы и осень проходит мгновенно и ост..вляет впеч..тление пром..лькнувшей за окном золотой птицы. 5. Шумел огонь1 в печи багровые отсветы дрожали на бревенч..тых стенах и на старой гравюре* — портрете художника Брюллова. (По К. Паустовскому)
Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения состоят из равноправных предложений. Они соединены сочинительными союзами и интонацией. Сложноподчинённые предложения состоят из неравноправных предложений. В них придаточные предложения зависят от главного предложения и поясняют либо его в целом, либо какой-нибудь его член. Простые предложения в сложноподчинённом соединены подчинительными союзами и интонацией. 13. Заполните таблицу своими примерами. Расскажите по ней о типах сложных предложений и средствах связи в них.
|
|
|