Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Второстепенные члены предложения

§ 25. Определение (окончание)

136. Подготовьтесь к диктанту. Объясните правописание орфографически трудных слов и расстановку знаков препинания. Укажите, в каких предложениях неопределённая форма глагола употреблена в функции сказуемого, в каких - дополнения, в каких - определения. Докажите свою точку зрения. 1

    1. Суворов приказал полку построиться и произвёл небольшое учение. 2. Дело, само по себе простое и ясное, из-за канцелярской волокиты обращалось в сложное и запутанное: Суворову приходилось ходить по нескольку раз в одно и то же место, доказывать очевидное и несомненное. 3. Пойти и поклониться тестю мешала Суворову застенчивая гордость. 4. От каждого подчинённого, начиная с главных командиров и кончая рядовыми, Суворов требовал быстрого соображения, умения сразу находить ответ и принимать решение в трудных случаях. Ответа «не могу знать» он не терпел. 5. Солдат должен дело знать не хуже офицера. 6. Ненастная погода прогнала из ставки Потёмкина охотников веселиться. 7. Потёмкин решился и б декабря отдал приказание штурмовать Очаков. 8. А чтобы ребёнок не исцарапал себе лицо, Василий Иванович велел сшить и надеть ему на руки холщовые2 рукавички. 9. Мать хотела назвать его Анастасием.

(По С. Григорьеву)

137. Перепишите, заменяя там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

    1. На нём была бобровая шапка и медвежья шуба. 2. В кожаном пальто сегодня жарко. 3. В шкафу было много фарфоровой посуды. 4. Во дворе нас встретил семилетний мальчик. 5. Мне нужен только кожаный портфель. 6. Огромная хрустальная люстра нелепо выглядела в этой небольшой комнате.

    Иногда несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, сочетают значения определений со значениями дополнений и обстоятельств. Например: Бесконечен путь (какой? к чему?) к совершенству (В. Брюсов); Небольшие клочки чистой синевы (какие? где?) меж облаков походили на проталинки (А. Яшин); Мысль (какая? о чём?) о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову. (Л. Толстой)

138. Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Пётр I». Каким рисует автор русского царя в этом эпизоде? Найдите определения, укажите способ их выражения. Выпишите именные словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Какие из несогласованных определений совмещают значение определения и значение дополнения?

    Приплыви Пётр не на длинных лодках, может быть, и он заразился бы спесью. Но он хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада — от седобородого, с выбитыми зубами матроса до купца, разодетого в испанский бархат... Вон — высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шёлковых чулках. Это капитан. Спокойно глядит он сверху вниз на длинного, нелепого юношу в неуклюжей лодке, на царя варваров... Так же поглядывал он сверху вниз где-нибудь на Мадагаскаре, на Филиппинских островах, приказав зарядить пушки картечью...

    И Пётр с азиатской хитростью почувствовал, каким он должен появиться перед этими людьми, чем единственным взять верх над ними... Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя, которому плевать на то, что — царь... Он, Пётр Алексеев, подшкипер переяславского флота, так и поведёт себя: мы, мол, люди рабочие, бедны да умны, пришли к вам с поклоном от нашего убожества, — пожалуйста, научите, как топор держать...

139. Перескажите текст из предыдущего упражнения. Открыв учебник, перечитайте текст, отметьте то важное, что вы опустили. После этого закройте учебник и напишите сжатое изложение. Проверьте себя: не допустили ли ошибок, не опустили ли что-то важное.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru