Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Второстепенные члены предложения

§ 27. Обстоятельство (окончание)

155. Задайте вопрос к выделенным словосочетаниям. Это обстоятельства условия. Подчеркните их при списывании. Обозначьте слова, от которых они зависят. Расставьте недостающие запятые.

    В зависимост.. от начальной скорост.. сообщ..(н, нн)ой телу при его вылет.. из атмосферы дальнейшая судьба тела может быть различной. При малой начальной скорост.. тело может упасть обратно на Землю при большой скорост.. тело может превратиться в иску(с, сс)твенный спутник при ещё большей скорост.. тело может уйти от Земли так далеко что сила земного протяжения практически не будет влиять1 на его движение и оно обратит(?)ся в ис- ку(с, сс)твенную планету. Наконец, при ещё большей скорост.. тело может (на)всегда уйти из Солнечной системы в мировое пространство.

Обстоятельства уступки

вопреки чему?
несмотря на что?

156. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями: за неимением, при наличии, ввиду изменения условий, несмотря на стужу, вопреки ожиданиям. Уместны ли эти слова и словосочетания в деловых бумагах? Определите вид обстоятельств.

    Бывают случаи, когда во второстепенном члене совмещаются разные значения. Например, в предложении Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои к второстепенным членам сквозь леса и горы можно поставить вопросы: мчит (сквозь что?), мчит (где?).

    Таким образом, в этих второстепенных членах совмещаются значение дополнения, значение обстоятельства места.

157. Спишите текст и определите, в каких выделенных второстепенных членах совмещаются два значения.

    1. Любо жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стекля(н, нн)ых вод и пр..брежным лесам ярко отеветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядят(?)ся. 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. 3. По временам в стороне синели верхушки отдалё(н, нн)ого леса.

(По Н. Гоголю)

158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите второстепенные члены, совмещающие значения определения и дополнения, дополнения и обстоятельства.

    1. Сели ужинать как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся мать подняла глаза лицо её болезненно задрожало. 2. Спать ему отвели на печке где он помнил каждый кирпич каждую щель в бревенчатой стене каждый сучок в потолке. Пахло овчиной хлебом — тем родным уютом что не забывается и в смертный час. 3. Он ушёл на станцию пешком, как и пришёл.

(А. Н. Толстой)

159. Прочитайте. Спишите, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Определите вид этих обстоятельств. Перестройте (устно) предложения с деепричастным оборотом, заменив деепричастие однокоренным глаголом. Как изменится смысл предложения?

    1. Кот ждал зажмурив глаза. 2. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. 3. Куры влезли на стол в саду и толкая друг друга и переругиваясь начали склёвывать из тарелок гречневую кашу. 4. Кот дрожа от негодования прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. 5. После этого петух несколько минут лежал в припадке закатив глаза и тихо стонал. 6. Увидев кота они с писком прятались под домом. 7. Он требовал благодарности оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

(К. Паустовский)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru