|
|
|
Повторение изученного в 5 - 7 классах
§ 3. Знаки препинания в сложном предложении (продолжение)14. Рассмотрите схемы сложных предложений. Что на них обозначено?
15. Прочитайте вслух строфу из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Определите, сколько в тексте сложных предложений. Постройте схему последнего сложного предложения по образцам, данным в упр. 14.
В сложном предложении знаки препинания выполняют две различные функции: разделяют или выделяют простые предложения в составе сложного. Соответственно существуют разделительные и выделительные знаки препинания. Одиночная запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном предложении и союзном сложносочинённом предложении. Это разделительный знак препинания. Например:
Двойная запятая выделяет придаточное предложение в сложноподчинённом предложении, если оно находится внутри главного. Это выделительный знак. Например:
16. В каких предложениях сообщается о двух фактах, фрагментах действительности? Простыми или сложными являются эти предложения? Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные разделительные запятые. Заключите в овал средства связи простых предложений в сложном. На полях против каждого сложного предложения начертите его схему. 1. Дом ст..ит на земле больше ста лет и время совсем его скособочило. 2. Заж..г лучину и на лопате же пол..жил её на полено. Дым белым потоком, огибая кирпичное устье, пош..л в трубу и я долго смотрел на этот поток. 3. Ходит и ходит по ч..рдаку бе(с, сс)онная кошка (по)сверчиному тикают ходики. 4. Солнце било в окна в доме и на улице было уд..вительно сп..койно и тихо и этот покой отт..нялся добрым, умиротворё(н, нн)о3 ворчливым шумом затухающего3 самовара. 5. В небе стояла кругл..лицая луна от её света (не, ни)что (не)могло спрятат(?)ся. (В. Белов)
|
|
|