Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

§ 40. Понятие об однородных членах (продолжение)

225. Прочитайте выразительно строки из стихотворений русских поэтов XIX века, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами, разделительные и выделительные запятые между простыми предложениями в составе сложных. • Составьте по образцу схемы однородных членов, обозначив слово, к которому они относятся.

чудится

1. Мне грус(?)но! Меня раздр..жает
И со(?)нца осе(н, нн)его блеск
И лист что с берёзы сп..дает
И поз(?)них кузнечиков треск.

(А. Майков)

2. Ноч(?) холодная мутно гл..дит
Под р..гожу к..битки моей
Под п..лозьями поле скр..пит
Под дугой к..локольчик гр..мит
А ямщик пог..няет коней.
За горами л..сами в дыму обл..ков
Светит пасмурный призр..к луны.
Вой пр..тяжный г..лодных волков
Разд..ётся в тумане др..мучих лесов. —
Мне м..рещат(?)ся стра(н, нн)ые сны.
Мне всё чудит(?)ся: буд(то) ск..мейка стоит
На ск..мейке старуха с..дит
До полуночи пряжу пр..дёт
Мне любимые сказки мои говорит
К..лыбельные песни п..ёт.

(Я. Полонский)

226. Спишите стихотворный отрывок. Подчеркните однородные члены. Укажите (устно) характер сочинительной связи между однородными членами (союзная, бессоюзная). Расставьте пропущенные разделительные запятые. Прочитайте вслух. • Что помогает поэту изобразить отрывочные и неожиданные впечатления путешественника, проезжающего по Москве? Какие глаголы показывают, что переданы впечатления от быстрой езды?

• Сколько во 2-м предложении однородных подлежащих?

...Вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо бу..ки бабы
Мальчишки ла..ки ф..нари
Дв..рцы сады м..настыри
Бухарцы сани ог..роды

Купцы лачу..ки мужики
Бульвары башни к..заки
Аптеки м..газины моды
Б..лконы львы на в..рота́х
И стаи галок на крестах.

(А. Пушкин)

227. Спишите отрывок, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Укажите средства связи между однородными члена ми. Выразительно прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать напряжённость боя.

...Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами саблями звуча,
Сшибаясь, рубят(?)ся сплеча.
Бросая груду тел на груду,
Шары чугу(н, нн)ые (по)всюду
Меж ними прыгают разят
Прах роют и в крови шипят.
Швед русский — кол..т рубит режет.

(А. Пушкин)

228. Составьте текст на одну из тем: «Из окна вагона (автобуса, троллейбуса, трамвая и т. д.)», «На стадионе», «На школьной перемене». Постарайтесь употребить однородные члены для создания комического эффекта, используя далёкие по значению названия предметов.

229. В текстах научного и учебно-научного стиля однородные члены употребляются для классификации, для детального описания явлений, предметов. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Подчеркните однородные члены и докажите, что они помогают более точно и полно назвать вещества, которые извлекает корень из почвы. • Подчеркните грамматические основы.

элемент

    В результате специальных опытов уд..лось узнать что корень извл..кает из почвы. Р..стение хорошо развевается в том случа.. если в растворе солей есть калий кальц..й ж..лезо магний сера фосф..р и азот. Магний и ж..лезо необходимы растению для образования хлорофилла. Без серы и фосф..ра не образуются белки. Так(же)3 вы..снилось2 что р..стению нужны (не)большие количества других эл..ментов которые (по)этому и назвали микроэл..ментами. Наиболее важными в жизн.. р..стений микроэл..ментами являют(?)ся марганец бор ц..нк молибден.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru