Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

§ 40. Понятие об однородных членах (окончание)

230. Закончите предложения с помощью однородных членов. В тексте какого стиля уместны эти предложения? Учтите, что для научных классификаций характерна полнота, исчерпанность перечисления. Удалось ли вам перечислить с помощью однородных членов все понятия, входящие в классификацию? Проверьте себя по учебнику, по лингвистическим словарям.

    1. Основные единицы языка — это — —. 2. Основные единицы синтаксиса — это — —. 3. Члены предложения — это — —. 4. — — — это односоставные предложения. 5. Языковые средства осложнения простого предложения — это — —.

231. Выпишите из учебников биологии, химии, физики предложения с однородными членами, содержащие классификацию, группировку растений, животных, химических элементов, физических явлений. Проверьте правильность постановки разделительных запятых между однородными членами.

Составьте схемы предложений с однородными членами (см. образец в упр. 225). Прочитайте эти предложения вслух с интонацией перечисления.

232. Прочитайте предложения вслух, соблюдая перечислительную интонацию. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте значком х член предложения, к которому относятся однородные члены. С помощью условных обозначений покажите, какими членами предложения они являются.

    1. Очень богат русский язык словами отн..сящ..мися к временам года и к природным явлениям с ними связа(н, нн)ым. 2. Возьмём1 хотя бы ра(н, нн)юю весну. Нач..нают(?)ся оттепели ростепели капе́ли с крыш. 3. Снег делает(?)ся зернистым, ноздреватым ос..дает и чернеет. 4. Ув..дает земля... Так всё идёт пока первый мороз (не) схватит (не)скуёт землю... А там уже и зима с в(?)югами м..телями позёмкой снег..падом седыми морозами вешками на полях скрипом подрезов на розвальнях серым, снеговым небом. 5. Много у нас слов связа(н, нн)о с туманами ветрами обл..ками и водами. 6. Особенно богато представле(н, нн)ы в русском словаре реки с их плёсами бочагами паромами и перекатами.

(По К. Паустовскому)

233. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу однородные члены (с пояснительными словами или без них). Запишите предложения, ставя разделительные запятые между однородными членами. Составьте ещё 2—3 предложения о жизни и творчестве М. Лермонтова. Употребите в них однородные члены, если они потребуются для передачи содержания.

    1. Михаил Юрьевич Лермонтов является автором замечательных стихотворений — —   — —. 2. В стихотворении «Смерть поэта» молодой Лермонтов горячо2 и — — выразил любовь к А. С. Пушкину и — — к его убийцам. 3. Москва — —   — — связаны3 с жизнью и — — М. Ю. Лермонтова. 4. Школьники учат наизусть такие стихотворения М. Ю. Лермонтова, как «Завещание» — —   — —.

234. Диктант. Прочитайте высказывание об А. Пушкине - собеседнике одного из его современников.

Объясните правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания. Выделите грамматические основы простых предложений в сложном; укажите союзы, соединяющие простые предложения в сложном.

Обратите внимание на запятые между простыми предложениями в сложном!

разговор, рассуждение

    Одушевлё(н, нн)ый разг..вор его был краснор..чивой импровизацией*, потому что он обыкнове(н, нн)о увл..кал всех, овл..девал разг..вором, и это всегда кончалось тем, что другие см..лкали невольно, а гов..рил он. Если бы записан был хоть один такой разговор Пушкина, похожий на ра(с, сс)уждение, перед ним пок..зались бы бледны профе(с, сс)орские речи.

(К. Полевой)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru