Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

§ 43. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение)

252. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и. Составьте схемы сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами с союзом и; обозначьте слово, с которым связаны однородные члены.

    1. Однажды я ловил рыбу на (не)болыиом озере с высокими крутыми берегами заросшими3 цепкой еж..викой. 2. Озеро обступили старые липы и осокори. Поэтому на нём всегда было безветре(н, нн)о и сумрачно.4 3. В сум..рки луга похожи на море. Со(?)нце садиться в травы и маяками г..рят с..гнальные огни на берегу Оки. 4. Дуют свеж..е ветры и высокое небо опр..кинулось бледной зеленеющей чаш..й. 5. Однажды почти всё лето я зан..мался сбором трав и цветов. 6. Я узн..вал их названия и свойства по старому опред..лителю р..стений и заносил всё это в свои записи.

(По К. Паустовскому)

253. Закончите предложения словами из левой колонки, используя перед каж дым из однородных членов союз и для усиления утверждения. Поставьте недоста ющие запятые.

1. Акварель, масло, гуашь, уголь, мел.
2. Композиция, свет, колорит.

 

3. Удивительное сходство с моделью, умение схватить сущность человеческого характера.

1. Художник Валентин Александрович Серов писал...
2. В картине «Девочка с персиками» найде(н, нн)о совершенно (не)обычное для русской живопис.. тех лет решение...
3. Портреты созда(н, нн)ые Серовым пор..жают совреме(н, нн)иков...

254. Перепишите отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». Подчеркните союз и, связывающий однородные члены, одной чертой, а союз и, связывающий части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте пропущенные запятые. В каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены? • Назовите обращение. Каким знаком препинания вы его выделили? • Составьте схему сложносочинённого предложения с союзом и.

Ночь прошла. Ра(с, сс)свело.
Нет (ни)где облачка.
Воздух лёгок и чист
И замёрзла река.

Здравствуй гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расст..лай.

255. Укажите однородные члены и объясните, почему поставлены запятые в данных предложениях. Затем запишите каждое предложение в одном из вариантов: 1) с повторяющимся союзом и... и; 2) с повторяющимся союзом ни... ни.

    1. В парке я встретил дедушку, брата, товарищей. 2. В спортлагере я занимался волейболом, ф..тболом, б..скетболом. 3. Нашему классу удалось побывать на фабрике игрушек, на стекольном заводе, в железнодорожных мастерских.4 4. Для модели подойдут медные, ц..нковые, латунные пластинки. 5. Ошибки оказались в начале, в середине, в конце д..ктанта. 6. Сестрёнка любит вязать, шить, готовить.

256. Прочитайте сведения, помещённые в рамке. Составьте и запишите 5 предложений с любыми из приведённых ниже фразеологических оборотов.

Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и... и, ни... ни:

и холод и голод, и смех и горе, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь;

ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мёртв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперёд, ни днём ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

257. Какие однородные члены предложения связаны союзом и попарно? Какие из них являются антонимами? Оправданно ли использование писателем таких парных групп однородных членов? Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

    Самые, казалось бы, (не)соединимые черты — м..чтательность и действенность полёт ф..нтазии и практицизм любовь к добру и б..спощадность широта души и трезвый ра(с, сс)чёт страс(?)ная любовь к радостям земным и самоограничение — эти, казалось бы, (несоединимые черты вместе создали (не)повторимый облик этого поколения.

(А. Фадеев)

258. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Какую функцию выполняет союз и, как он объединяет однородные члены?

    Мы (не)мож..м представить себе жизнь нашей страны без Кремля без Пушкина и Толстого Чайковского и Шаляпина без Медного всадника в Ленинград.. и Трет(?)яковской га(л, лл)ереи в Москве.

(К. Паустовский)

259. Определите основную мысль описания. Какое чувство стремится передать писатель, рисуя картину запустения в деревне? Какие однородные члены (наряду с другими словами) помогают вызвать у читателя грустные чувства? Спишите, расставьте недостающие запятые и подчеркните однородные дополнения.

    Признаться сказать, (не, ни)в какое время года Колотовка (не) представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими (неумолимыми лучами затопляет и бурые, полуразмёта(н, нн)ые крыши домов и этот глубокий овраг и выжже(н, нн)ый, запылё(н, нн)ый3 выгон, по которому безнадёжно скитаются худые, дли(н, нн)оногие курицы и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой бурьяном и полынью и покрытый гуси(н, нн)ым пухом, чёрный, словно раскалё(н, нн)ый пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой (на)бок плотиной, возле которой на мелко истопта(н, нн)ой, пепеловидной земле овцы, едва дыша и чихая от жара, печально теснятся друг к дружке и с унылым терпением наклоняют головы как можно ниже3, как буд(то) выжидая, когда(ж) пройдёт, (на)конец, этот (не)выносимый зной.

(И. Тургенев)

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru