Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

§ 43. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (окончание)

260. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения. • Обозначьте грамматические основы простых предложений в составе тех сложных, в которых вы поставили запятые между простыми.

    В. Короленко в письме нач..нающ..му писателю справедливо отметил что «образная поэтическая речь возбуждает больше представлений чем в ней заключено слов». В доказательство В. Короленко привёл из стихотворения «Анчар» А. Пушкина строки которые оц..нил как совершенство:

В пустыне чахлой и скупой
На почве зноем раск..ленной
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

комбинация

    В. Г. Короленко пишет Посмотрите как тут тремя-четырьмя штрихами нарисова(н, нн)а целая картина. Вообр..жение читателя тронуто возбужде(н, нн)о этими меткими штрихами и оно само уже рисует остальное. Вы как(будто) вид..те и цвет песка и безобл..чное горячее небо и мрачный проф..ль дерева — хотя об этом прямо (не)упом..на..т(?)ся. Вот это называ..т(?)ся силой стиха. Сила эта состоит в том что в данной комбинаци.. слов каждое слово, кроме прямого предст..вления, вл..чёт за собой ещё целый ряд предст..влений (не)вольно возникающих в уме.

261. Есть ли у вас любимые стихотворные строчки, которые вызывают зрительных или звуковых образов больше, чем названо словами? Какие это образы? Запишите эти строчки. Подчеркните однородные члены, если они есть.

262. В упражнении приведены предложения из произведения, знание которого говорит о принадлежности человека к отечественной культуре. Из какого произведения эти предложения? Кто автор? Если не знаете, то ответы на эти вопросы найдёте в задании упр. 41.

Спишите, вставляя пропущенные слова и расставляя недостающие запятые. Подчеркните однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

1. Читай не так, как пономарь
А с — — с — — с — —.

2. Словечка в простоте не скажут всё с — —.

3. Минуй нас пуще всех п..чалей
И — —   — — и — —   — —.

4. Когда постранствуешь воротишься домой
И дым отечества нам — — и — —.

5. Кричали женщины «ура»
И в воздух — —   — —.

6. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
— — не — —   — — искать по свету
Где оскорблённому — —   — —.

263. Прочитайте сравнительную характеристику двух женщин. Найдите части, соответствующие данному ниже плану.

Анна Дмитриевна

1. Добродушная, весёлая.
2. Всегда деятельная (её садик и комнатки).
3. Живой характер, но никогда никого не любила.

Авдотья Васильевна

1. Равнодушно-рассеянный нрав.
2. Не деятельная (ничем не занимается).
3. Готова жертвовать собою ради того, кого она полюбит.

• Какая из описываемых женщин вам больше понравилась? Охарактеризуйте её письменно, опираясь на текст. Подчеркните однородные члены, если вы употребили их в своём тексте.

    Мать и дочь были во многом различны между собой. Мать, Анна Дмитриевна, была одна из самых приятных, всегда одинаково добродушных и весёлых в обществе женщин. Всё милое, весёлое истинно радовало её. Даже — черта, встречаемая только у самых добродушных старых людей, — способность наслаждаться видом веселящейся молодёжи была у неё в высшей степени. Дочь, Авдотья Васильевна, была, напротив, серьёзного характера или, скорее, того особенного равнодушно-рассеянного нрава, которого обыкновенно бывают незамужние красавицы.

    Когда же она хотела быть весёлой, то веселье её выходило какое-то странное — не то она смеялась над собой, не то над тем, с кем говорила, не то над всем светом, чего она, верно, не хотела.

    Анна Дмитриевна была всегда деятельна; имела страсть к устройству домика и садика, к цветам, канарейкам и хорошеньким вещицам. Её комнатки и садик были небольшие и небогатые, но всё это было устроено так аккуратно, чисто и всё носило такой общий характер такой лёгонькой весёлости, которую выражает хорошенький вальс или полька, что слово игрушечка, употребляемое часто в похвалу гостями, чрезвычайно шло к садику и комнаткам Анны Дмитриевны. <...>

натура, характер

    Авдотья Васильевна, напротив, почти никогда ничего не делала и не только не любила заниматься какими-нибудь вещицами или цветочками, но даже слишком мало занималась собой и всегда убегала одеваться, когда приезжали гости. Но, одетая возвратившись в комнату, она бывала необыкновенно хороша, исключая общего всем очень красивым лицам холодного и однообразного выражения глаз и улыбки. Её строго правильное, прекрасное лицо и её стройная фигура, казалось, постоянно говорили вам: «Извольте, можете смотреть на меня».

    Но, несмотря на живой характер матери и равнодушно-рассеянную внешность дочери, что-то говорило вам, что первая никогда — ни прежде, ни теперь — никого не любила, исключая хорошенького и весёленького, а что Авдотья Васильевна была одна из тех натур, которые ежели раз полюбят, то жертвуют уже всею жизнию тому, кого они полюбят.

(По Л. Толстому)

264. Напишите сравнительную характеристику двух одноклассников (друзей, товарищей и т. д.)( тех, кого вы хорошо знаете. Ваша задача - так рассказать одноклассникам об этих ребятах, чтобы они узнали, чем они похожи или, наоборот, не похожи (хотя, быть может, и дружат).

265. Ю. Пименов изображает мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы.

Рассмотрите внимательно картину. Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? Слушают ли они друг друга? Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? Составьте памятку для спорщиков.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru