|
|
|
Вводные и вставные конструкции
§ 62. Вставные слова, словосочетания и предложения
Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Они расширяют информацию, которая содержится в предложении. Например: Около Константинова росла (да и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща. Вставные конструкции выделяются скобками. Если же нужно показать, что они более тесно связаны с остальным сообщением, то скобки заменяются тире. Например: У нашей деревни (зто было в прошлом году) начались археологические раскопки. У нашей деревни - это было в прошлом году - начались археологические раскопки. Вставные конструкции в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены. 385. Проанализируйте употребление вставных конструкций в тексте. Укажите, какая вставная конструкция обогащает содержание предложения; какая поясняет, а какая уточняет мысль автора. Какими знаками препинания выделены вставные конструкции? Сразу же выскажу тезис, который я буду стремиться доказать: песня — это именно абсолютно необходимое явление духовного бытия России, тот воздух (единый корень в словах «духовность» и «воздух» в определённом смысле закономерен), без которого оно, это бытие, невозможно, немыслимо (ни для народа, ни для отдельного человека). И точно так же, как мы не «ценим» воздух, пока не начинаем задыхаться, мы не осознаём безусловную необходимость и ценность песни — по крайней мере до момента, когда она начинает исчезать1... (В. Кожинов) 386. Представьте себе, что вы - ведущий конкурса «Народная песня». Подготовьтесь к публичному выступлению в начале конкурса. Используйте мысли В. Кожинова (упр. 385). Обратитесь с этим публичным выступлением к гостям и выступающим, одноклассникам, младшим или старшим школьникам. Применяйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны (используйте вводные и вставные конструкции). Каким призывом можно закончить ваше выступление? 387. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставные конструкции, которых в тексте три, заключите в скобки. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях в составе сложных; союзы, соединяющие части сложного предложения, заключите в овал. • Укажите архаизмы, определите их значение. В одной газете почти официальной сказано было что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал крес(?)ник и воспита(н, нн)ик Петра Великого наперс(?)ник его как видно из собстве(н, нн)оручного письма Екатерины II отец Ганнибала пок..рившего Наварин см. памятник воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф. Т. Орлову генерал-аншеф и проч. был куплен шкипером* за бутылку рому. Прадед мой если был куплен то вероятно дёш..во но достался шкиперу коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу (не)любить (ни, не)русских (ни, не)России (ни, не)истории её (ни, не)славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших лет..писей пон..сить лучших сограждан и (не)довольствуясь совреме(н, нн)иками издеваться над гробами праотцов. (А. Пушкин)
|
|
|