|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
§ 76. Синтаксис и орфография (окончание)452. Вы закончили изучение курса русского языка VIII класса. Прочитайте текст о выдающемся лингвисте XX века Викторе Владимировиче Виноградове, исследовавшем многие вопросы общего и русского языкознания (с некоторыми из них вы познакомились в этом учебном году). Сколько частей вы выделите в этом тексте? Озаглавьте каждую из них. Какую из частей вам хотелось бы озвучить друзьям, знакомым, родным? Перескажите её. ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ
Виктор Владимирович Виноградов — крупнейший учёный, организатор отечественной филологической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В. В. Виноградов был директором Института языкознания, затем директором Института русского языка АН. В. В. Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни, исключительная осведомлённость в области истории русской лингвистической науки. В теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах». Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина». Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и его отношении к языку церковно-славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей. Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. А. Ахматовой и др. В воспоминаниях современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно и строго одетой, в его скупых жестах было природное достоинство. Он смотрел отдаляющим взглядом холодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий, звучал отстранённо, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его „фигур“, не смешивался с ними, не сводил с ними счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано начавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до последних лет жизни. Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской культуры и европейской образованности». Спишите высказывание А. Платонова, взятое из статьи писателя «К столетию со времени Лермонтова». Дополните запись аргументативным текстом, поясняющим смысл данного высказывания. Завершите свой текст выводом о связи языка и народа. Родной язык рисует нам лицо родного народа, язык словно озаряет образ родины и делает родину свойственной нам и любимой.
|
|
|