Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5—8 классах

§ 1. Устная и письменная речь (окончание)

10. Подготовьтесь прочитать вслух текст упр. 9, опуская лишние слова и выражения (пустышки).

11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?

    Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению важную, сторону.

    В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на компьютере.

    В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо должно быть недлинным.

(По Е. Крашенинниковой)

12. Напишите для себя краткую (из 5-7 пунктов) памятку о том, как писать письма. Воспользуйтесь приведённым текстом.

    Письмо — ёмкая и разносторонняя форма общения.

    Прежде чем писать письмо, надо всё обдумать. Ведь не безразлично, кому, зачем, что писать и как.

    Если вы пишете письмо от руки, то следите за тем, чтобы буквы были чёткие, чтобы в конце строки слова не скатывались2 вниз, как капли дождя1 с крыш. Аккуратно написанные буквы — знак внимания и уважения к адресату*.

    Письмо должно быть вежливым.

    Не забудьте подписать письмо и обозначить дату отправления.

13. Диктант по памяти. Запомните стихотворные строки В. Шефнера о словах, о речи. Обратите внимание на знаки препинания. Закройте учебник и запишите, как запомнили, это четверостишие. Вы как бы продиктовали его сами себе - написали самодиктант. Проверьте свой диктант по тексту учебника.

    Есть слова — словно3 раны, слова — словно суд, —
    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.

14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения данными и собственными примерами.

    1) Подумай, слов каких набор
    Ты должен выбросить, как сор... (Из Интернета)

    2) Я за такой устав суровый,
    Чтоб ограничить трату слов... (А. Твардовский)

    3) Как люди порой не умеют
    о важном и нужном сказать...
    То мысли от страха немеют,
    то их невозможно связать. (Д. Семёнов)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru