Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложное предложение. Культура речи

§ 8. Союзные и бессоюзные сложные предложения (окончание)

48. Спишите текст, подчёркивая грамматические основы предложений. Какие сложные предложения союзные, а какие - бессоюзные? Обведите кружком союзы, с помощью которых простые предложения соединены в сложные. • Объясните лексическое значение и стилистическую роль слов овсы, горохи, употреблённых во множественном числе.

    В конце августа солнечная позолота, лежащая на полях, лугах, перелесках, не слепит глаза, не дышит зноем, но мягка и приятна. Облака особенно выпуклы, округлы и так белы, словно дополнительно освещены изнутри. Покос закончен давным-давно, рожь убрана с полей, горохи тоже. Только овсы да греча ждут ещё своего часа, а пока что приманивают готовящиеся к дальним перелётам, усиленно кормящиеся перед дальней дорогой журавлиные стаи.

(В. Солоухин)

49. Запишите отрывок из автобиографической повести А. Н. Толстого «Детство Никиты», вставляя недостающие запятые. Найдите в первом абзаце сложные предложения, определите их тип, начертите схемы. • Составьте схемы предложений с прямой речью в диалоге.

    Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал, как медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто в комнате пахло травой и свежестью свет солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы.

    Из сада послышался голос Аркадия Ивановича:

    — Адмирал скоро глаза продерёте?

    — Встаю! — крикнул Никита и с минуту ещё полежал: до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги глядеть в окно на мокрые листья.

50. Уточните с помощью «Толкового словаря» учебника значения слов, данных в парах. Составьте сложные предложения, используя слова данных пар в разных частях предложения.

    Библиотека — абонемент, абстрактный — конкретный, авторитарный — авторитетный, адресант — адресат.

51. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, укажите тип сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений?

колонна

    Свет последней з..ри падал сквозь сетку плюща, зат..нувшего стекля(н, нн)ую дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерж..вали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудре(н, нн)о, золочё(н, нн)ые лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов* глядели со стен, и, точно вчера потуше(н, нн)ые, были в них обг..ревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танц..вала обнажё(н, нн)ая женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался сколь..кий шашечный паркет.

(М. Булгаков)

52. Сочинение. Перед вами репродукция картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (1988).

    Мы и сегодня можем увидеть эту церковь в Москве такой, как её изобразила художница. Где она могла находиться, чтобы так увидеть и изобразить этот тихий уголок Москвы?

    Представьте себе, что вы нашли точку обзора, с которой художница писала картину. Рассмотрите этот уголок городского пейзажа, начиная с неба, или с церкви, или с улицы... Какие краски - тёмные или светлые - преобладают в изображении Т. Назаренко одного из кварталов Москвы? Задумайтесь: зачем художница открывает нам созданный на картине мир новой и старой Москвы? Чувствуем ли мы эту связь двух культур? Радует ли нас изображённое? Чем именно?

    Запишите свои впечатления от картины Т. Назаренко - «Я смотрю, размышляю, чувствую...»

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru