|
|
|
§ 40. Разнообразие звёзд
Светимость и температура звёздДиаграмма «температура — светимость»В начале 20-го века датский астроном Э. Герцшпрунг и американский астроном Г. Рессел решили выяснить: как связана светимость звезды с её температурой? Поскольку каждая звезда имеет определённую температуру и светимость, она может быть представлена точкой на координатной плоскости, по осям координаты которой отложены температура и светимость звезды (рис. 40.2). Плоскость, на которой отмечено таким образом большое количество звёзд, мы будем называть диаграммой «температура — светимость»1. 1 Герцшпрунг и Рессел вместо температуры звёзд использовали их «спектральные классы» (соответствующая диаграмма называется диаграммой Герцшпрунга — Рессела). Использование температуры звёзд делает диаграмму более наглядной. Герцшпрунг и Рессел заметили, что почти все звёзды сгруппировались в несколько областей, главные из которых обозначены на рисунке 40.2.
Главная последовательность: от красных карликов до голубых гигантовИз левого нижнего угла диаграммы «температура — светимость» в верхний правый угол тянется полоса, в которую попадает, по разным оценкам, от 90 до 99 % всех звёзд. Поэтому эту полосу называют главной последовательностью. Наше Солнце также принадлежит главной последовательности (его положение обозначено на диаграмме). Что же объединяет звёзды, принадлежащие главной последовательности? Ведь в ней есть очень разные звёзды: в нижней её части находятся красные карлики — так называют красноватые, то есть сравнительно холодные, звёзды с малой светимостью, в середине — звёзды типа нашего Солнца, а в верхней части — голубые гиганты — горячие звёзды с огромной светимостью. Однако у всех этих звёзд есть общее свойство: чем выше температура звезды, тем больше её светимость. Такая простая взаимосвязь между температурой звезды и её светимостью может показаться на первый взгляд совершенно очевидной. Однако очевидности тут на самом деле нет, так как существуют звёзды с низкой температурой и большой светимостью и, наоборот, — звёзды с высокой температурой и малой светимостью. Именно они и заполняют две другие «населённые» области на диаграмме «температура — светимость». Это красные гиганты и белые карлики. Что же они собой представляют?
|
|
|