Главная >> Колебания и волны. Физика 11 класс. Мякишев

Глава 3. Производство, передача, распределение и использование электрической энергии

§ 3.8. Асинхронный электродвигатель

Наиболее распространенным типом электрического двигателя в современной электротехнике является простой в устройстве, удобный и надежный в эксплуатации двигатель с вращающимся магнитным полем, основанный на применении трехфазного тока. Он изобретен в 1889 г. М. О. Доливо-Добровольским.

Чтобы понять основную идею конструкции и действия этих двигателей, обратимся к опыту (рис. 3.24). Если дугообразный магнит привести во вращение, то помещенный в это поле замкнутый проволочный виток тоже придет во вращение в ту же сторону, в какую вращается магнит. Объяснить опыт можно следующим образом. Так как магнит вращается, то создаваемое им магнитное поле тоже приходит во вращение. При вращении поля изменяется магнитный поток через виток, поэтому в витке индуцируется ток. Взаимодействие индукционного тока с магнитным полем вращающегося магнита вызывает вращение витка.

дугообразный магнит

Согласно правилу Ленца индукционный ток в витке противодействует изменению магнитного потока через виток, т. е. противодействует вращению поля. Но замедлить вращение магнитного поля он не может, так как оно определяется внешней механической силой. Поэтому виток сам вращается в сторону вращения поля.

При наличии трехфазного тока очень легко получить вращающееся магнитное поле без механического вращения магнита, что используется в асинхронном электродвигателе.

Устройство асинхронного электродвигателя

Асинхронный электродвигатель (рис. 3.25) состоит из двух главных частей: неподвижной части — статора 1 и вращающейся части — ротора 2. Статор электродвигателя набирается из отдельных стальных листов (рис. 3.26), которые изолируются друг от друга и образуют конструкцию, показанную на рисунке 3.27. На внутренней поверхности статора в пазах укладывается обмотка.

Асинхронный электродвигатель

Устройство асинхронного электродвигателя

Ротор электродвигателя тоже набирается из стальных листов (рис. 3.28), которые закрепляются на валу (рис. 3.29). В пазы ротора укладываются медные стержни, которые на торцовых частях соединяются друг с другом медными кольцами, образуя обмотку, называемую «беличьим колесом» (рис. 3.30).

Обмотка статора трехфазного асинхронного электродвигателя в простейшем случае состоит из трех катушек, повернутых друг относительно друга на 120° (рис. 3.31). Эти катушки соединяются звездой или треугольником и включаются в сеть трехфазного тока.

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru