Главная >> Химия 8 класс. Кузнецова

Глава 6. Основные классы неорганических соединений

§ 38. Химические свойства солей. Генетическая связь неорганических соединений

    Каковы признаки химических реакций? Приведите примеры.

Изучая химические свойства классов неорганических соединений, мы познакомились с одним из общих свойств солей — взаимодействием их растворов с растворами щелочей. Например:

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 ↓ + 3NaCl

Если в состав соли входит металл, образующий нерастворимое основание, то эти реакции можно рассматривать и как способ получения нерастворимых оснований.

Уже из данного свойства ясно, что способность конкретной соли (например, хлорида серебра, нитрата свинца или любой другой) вступать в те или иные химические реакции зависит от её растворимости в воде.

Взаимодействие солей со щелочами не единственное их свойство. Они также вступают в реакции замещения с металлами, более активными, чем тот, который образует соль (стоящими в ряду активности металлов левее):

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Сu

Многие соли способны вступать в обменные реакции с кислотами и другими солями. Эти виды химических взаимодействий будут изучены нами позже.

Классификация и генетическая связь неорганических соединений

Йенс Берцелиус

Первую в химии классификацию элементов и их соединений дал великий шведский учёный Йенс Берцелиус. Хотя его представления о свойствах элементов в дальнейшем были существенно изменены, они сыграли большую роль в последующем развитии классификации веществ.

Приведём в единую систему накопленные нами знания о классификации неорганических веществ (рис. 70).

Связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической.

Обобщить основные представления о генетических связях, отражающих происхождение классов веществ, можно с помощью рисунка 71.

Классификация неорганических веществ

Генетическая связь основных классов неорганических соединений

В схеме отрезками пунктирных линий соединены общие формулы тех классов веществ, представители которых при определённых условиях способны вступать друг с другом в химические взаимодействия.

1. Составьте уравнения реакций, раскрывающие следующие превращения:

Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2 → СuО → CuSO4

2. С какими из перечисленных веществ вступит в реакции раствор гидроксида кальция (известковая вода): хлорид цинка, железо, оксид серы (IV), сульфат меди (II), нитрат свинца (II), оксид железа (II), бромоводородная кислота?

3. Из веществ, формулы которых даны в варианте II малого химического тренажёра (табл. 20, с. 144), выберите те, что будут вступать в реакцию со следующими химическими соединениями: оксид кальция; б) гидроксид железа (II); в) баритовая вода; г) нитрат свинца (II).

4. Пользуясь составленными схемами, напишите уравнения реакций, возможных между веществами, представленными на рисунке 71.

5. Пользуясь малым химическим тренажёром (табл. 20, с. 144) (учитель укажет вам номер варианта), выполните следующие задания:

а) дайте названия веществам, формулы которых приведены в вашем варианте;

б) укажите принадлежность каждого вещества к определённому классу. На основании каких признаков состава вы классифицировали каждое вещество?

в) составьте уравнения возможных химических реакций между веществами вашего варианта и едким натром, соляной кислотой, оксидом углерода(IV), водой, серной кислотой.

6. Составьте схемы генетической связи соединений, образованных атомами элементов № 5, 13, 14, 17, 33, 34 в периодической таблице.

7. Для проведения химической реакции с 0,2 моль карбоната натрия использовали раствор, массовая доля хлороводорода в котором 5%. Определите массу взятого раствора.

 

 

???????@Mail.ru