Главная >> Химия 9 класс. Кузнецова

Глава 4. Подгруппа кислорода и ее типичные представители

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ

Как окислители халькогены сравнительно легко взаимодействуют с металлами, образуя бинарные соединения: сульфиды (Na2S, MgS), селениды (Na2Se), теллуриды (Na2Te):

    Mg + S = MgS

С водородом халькогены образуют летучие водородные соединения — халъкогениды H2R (H2S, H2Se, H2Te):

    Н2 + S = H2S

Все они имеют отвратительный удушливый запах и токсичны.

Водные растворы халькогенидов — кислоты. Свойства водородных соединений, несмотря на определенное их сходство, также закономерно изменяются в подгруппе с увеличением порядкового номера элемента (Z) и радиуса его атома.

С кислородом и другими более активными неметаллами атомы элементов VIA-группы (кроме кислорода) проявляют степени окисления +2, +4 и +6, вступая во взаимодействия с ними как восстановители:

Наиболее типичны для них кислородные соединения — кислотные оксиды и соответствующие им кислоты (табл. 14).

Кислородные соединения элементов-неметаллов VIA-группы

Основные понятия

VIA-группа и ее характеристика • Свойства халькогенов и их закономерные изменения в подгруппе • Важнейшие соединения халькогенов

Вопросы и задания

1. Какие элементы относят к VlA-группе, какие из них халькогены и почему их так называют?

2. Объясните, почему для кислорода не характерно проявление в соединениях степени окисления +4 и +6.

3. Дайте сравнительную характеристику халькогенов и галогенов и укажите на закономерности изменения их свойств в подгруппе.

4. Составьте уравнения реакций серы, селена и теллура с кислородом и цинком. Дайте названия полученным веществам.

5. Напишите формулы и дайте характеристику водородных соединений халькогенов. Как изменяются их свойства в подгруппе?

6. Найдите сходство и различия в свойствах селена и брома, укажите их причины.

7. Используя знания о проводниках, полупроводниках и диэлектриках, объясните, почему электропроводность полупроводников селена и теллура увеличивается при их нагревании и освещении.

8. Используя знания биологии и химии, раскройте позитивные биологические функции халькогенов и их негативное влияние на живые организмы.

9. Подготовьте сообщение об одном из халькогенов.

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru