|
|
Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении |
|
Русская литература
Основные темы в лирике ЛермонтоваВ лирике Лермонтова отдельное место занимают две темы (не путать с мотивами!): 1. Тема родины
1. Тема родины обрисована в лирике Лермонтова с трех сторон: а) Неприятие самодержавно-крепостнической России: В аллегорической форме в стихотворении «Жалобы турка» (1829): Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» (см. выше). б) Прославление героического прошлого России: Стихотворение «Бородино» (1837). Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с характерными просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы» и проч.), — отражение народного взгляда на войну. Впрочем, следы романтической стилистики («И вот на поле грозной сечи ночная пала тень», «Звучал булат») естественно включены в повествование — они подчеркивают либо напряженность битвы, либо значительность происходящих событий. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени народа. Да, были люди в наше время,
В «Бородино» отражен контраст между «цивилизацией» и «природой». Русские встречают французов в открытом бою, противопоставляют им не умственные ухищрения, а силу, ловкость, умение: Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Характерно прославление рукопашного боя: Изведал враг в тот день немало,
Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства: Полковник наш рожден был хватом:
Лермонтов взял кризисную для народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия: И молвил он, сверкнув очами:
Белинский о «Бородино»: «Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов. Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел ». В аллегорической форме тема героического прошлого отражена в стихотворении «Два великана» (1832) (события войны 1812 г.): В шапке золота литого
в) Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа. Стихотворение «Родина» (1841). Здесь Лермонтов развивает идеи, высказанные в стихотворении «Бородино»: Люблю отчизну я, но странною любовью!
Поэт не отрицает прошедшего, но все же событийная сторона русской истории оставляет его равнодушным. Он любит не сохранившиеся обычаи предков, а чистоту и непосредственность, внутреннюю цельность национального характера, мир, далекий от цивилизации и близкий простой патриархальной жизни, к которой ближе всего стоит крестьянская, деревенская Россия. Эта идея оказала огромное влияние на развитие всей русской литературы последующего времени. Но я люблю — за что не знаю сам —
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837) Лермонтов пишет о том, что при виде природы, чуждой людским страстям, Тогда смиряется души моей тревога,
2. Для темы поэта и поэзии характерны две грани: а) Продолжение традиций гражданской декабристской поэзии (Рылеев, Пушкин). В стихотворении «Поэт» (1838) акцент перенесен на анализ внутреннего сознания поэта. Стихотворение состоит из двух частей, в первой дано описание кинжала. Поэт в этом стихотворении как бы раздвоился: в нем живет и вчерашнее сознание высокой поэтической миссии пророка, и сегодняшнее сознание тщетности поэтических усилий. Поэт сохраняет верность прежним идеалам и одновременно переживает гибель идеалов, которые постоянно осмеиваются толпой. Твой стих, как божий дух, носился над толпой
Презрение к пророческому дару нуждается во мщении со стороны пророка, месть направлена и против века, и против скепсиса и сомнений самого поэта. б) Осмысление судьбы поэта в современном обществе. Стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение открывается эпиграфом («Отмщенье, государь, отмщенье!»). Это отклик на гибель Пушкина. Пушкин мыслится Лермонтовым как поэт-романтик. Смысл этого — высказать мысль о трагической судьбе поэта в современном обществе. Лермонтов гневно обличает вельмож, окружавших царский трон, бросает вызов знати: Вы, жадною толпой стоящие у трона,
В лирическом отступлении поэт высказывает сожаление о судьбе Пушкина, размышляет о месте Пушкина-поэта в свете «завистливом и душном»: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
С горечью Лермонтов пишет о последних мгновениях жизни Пушкина. Пушкин «умер с напрасной жаждой мщенья», но тем не менее «есть грозный судия: он ждет; он недоступен звону злата, и мысли, и дела он знает наперед». Последние шестнадцать строк стихотворения имеют социально-политическое звучание. Голос поэта обличает пороки света, заканчивается стихотворение мнением Лермонтова о значении Пушкина — он один стоил тысяч. И вы не смоете всей вашей черной кровью
Та же тема отражена в стихотворении «1 января 1840 г.». Поэт погружается в стихию маскарада, шум толпы: При диком шепоте затверженных речей,
Но внутренний мир поэта сохраняет самоценность. Его идеал внешне невыразительный и бедный — запустенье, покой и тишина («Зеленой сетью трав подернут спящий пруд»), но внутренне очень емкий — лазурный огонь глаз, розовая улыбка, сияние молодого дня. Стихотворение «Пророк» (1841) продолжает тему великого предназначения поэта и, как следствие, конфликт с окружающим его миром. Смотрите: вот пример для вас!
(сравни с «Пророком» Пушкина: Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» (1832) поэт размышляет о своем месте среди людей и предсказывает свой творческий и жизненный путь: Нет, я не Байрон, я другой,
|
|
|