Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Русская литература

Основные мотивы в лирике Лермонтова

В лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные:

    1. Свобода
    2. Борьба
    3. Одиночество

1.

В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабризма, протест против самодержавия, крепостничества, яркая политическая окраска. Напр. стихотворение «Новгород»(1830), посвященное декабристам:

    Сыны снегов, сыны славян,
    Зачем вы мужеством упали?
    Зачем? Погибнет ваш тиран,
    Как все тираны погибали.
    До наших дней при имени свободы
    Трепещет ваше сердце и кипит!..

Стихотворение «Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей:

    Я тогда пущуся в море,
    Беззаботен и один,
    Разгуляюсь на просторе
    И потешусь в буйном споре
    С дикой прихотью пучин.

В стихотворении «Пленный рыцарь» (1840) появляется символический образ вольных птиц. В стихотворении «1 января» (1840) воплотилась идея о свободе творчества:

    Так царства дивного всесильный господин —
    Я долгие часы просиживал один...

Противоречивость царства маскарада и «дивного царства» мечты воплощена в итоговом образе «свежего островка средь морей». В стихотворении выражено проснувшееся гражданское сознание: герой Лермонтова бросает дерзкий вызов светской черни:

    О, как мне хочется смутить веселость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью...

Мотиву свободы противостоит мотив неволи, узничества. Стихотворение «Прощай, немытая Россия»:

    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, послушный им народ.
    Быть может, за хребтом Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.

Мотив неволи, узничества особенно ярко выражен в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наример: «Соседка» (1840):

    Не дождаться мне, видно, свободы,
    А тюремные дни будто годы...

«Пленный рыцарь» (1840):

    Мчись же быстрее, летучее время,
    Душно под новой бронею мне стало...

2.

Тема борьбы тесно связана с эпохой и протестом против существующих порядков. Характерны состояние внутренней дисгармонии и последовательная контрастность. Например, в стихотворении «Парус». Внешне «Парус» напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. Неразрешимость конфликта паруса я моря — символ конфликта между человеком и жизнью, а противоречивое состояние покоя-бури воспринимается как печальная необходимость, которую человек не может изменить. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным ее проявлениям. Прием, когда внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам природы, называется образным параллелизмом.

    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом. —
    Что ищет он в стране далекой,
    Что кинул он в краю родном?
    Играют волны, ветер свищет
    И мачта гнется и скрипит,
    Увы, — он счастия не ищет
    И не от счастия бежит! —
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой.

В стихотворении «1831, июня 11 дня» Лермонтов высказывает мысль: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

Мотиву борьбы противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Стихотворение «Дума»(1838):

    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед вл астию — презренные рабы...

Там же:

    Толпой угрюмою и скоро позабытой,
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на человека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.

    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом...
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Но не тем холодным сном могилы...
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голоспел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея
    Темный дуб склонялся и шумел.

3.

Центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова, — мотив одиночества. Например, «Парус» (см. выше), «Утес» (1841):

    Ночевала тучка золотая
    На груди утеса-великана.
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;
    Но остался влажный след в морщине
    Старого утеса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко
    И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:

    — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
    Ты пылен и желт —: и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мотиву одиночества противостоит мотив поиска родной души. Стихотворение «Сосна» (1841):

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой —
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

Стихотворение «1 января 1840»:

    И странная тоска теснит уж грудь мою:
    Я думаю о ней, я плачу и люблю,
    Люблю мечты моей созданье
    С глазами полными лазурного огня,
    С улыбкой розовой, как молодого дня
    За рощей первое сиянье.

С мотивом одиночества соседствуют мотивы странничества и изгнанничества. Например, «Тучи» (1840):

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
    С милого севера в сторону южную.
    Кто же вас гонит: судьбы ли решенье,
    Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?
    Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение «И скучно и грустно» (1840):

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды...
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят — все лучшие годы!
    Любить... но кого же?.. — на время не стоит труда,
    А вечно любить невозможно...
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа.
    И радость, и муки, и все так ничтожно.
    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка,
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
    Такая пустая и глупая шутка...

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru