|
|
Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении |
|
Русская литература
Основные мотивы в лирике ЛермонтоваВ лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные: 1. Свобода
1. В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабризма, протест против самодержавия, крепостничества, яркая политическая окраска. Напр. стихотворение «Новгород»(1830), посвященное декабристам: Сыны снегов, сыны славян,
Стихотворение «Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей: Я тогда пущуся в море,
В стихотворении «Пленный рыцарь» (1840) появляется символический образ вольных птиц. В стихотворении «1 января» (1840) воплотилась идея о свободе творчества: Так царства дивного всесильный господин —
Противоречивость царства маскарада и «дивного царства» мечты воплощена в итоговом образе «свежего островка средь морей». В стихотворении выражено проснувшееся гражданское сознание: герой Лермонтова бросает дерзкий вызов светской черни: О, как мне хочется смутить веселость их
Мотиву свободы противостоит мотив неволи, узничества. Стихотворение «Прощай, немытая Россия»: Прощай, немытая Россия,
Мотив неволи, узничества особенно ярко выражен в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наример: «Соседка» (1840): Не дождаться мне, видно, свободы,
«Пленный рыцарь» (1840): Мчись же быстрее, летучее время,
2. Тема борьбы тесно связана с эпохой и протестом против существующих порядков. Характерны состояние внутренней дисгармонии и последовательная контрастность. Например, в стихотворении «Парус». Внешне «Парус» напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. Неразрешимость конфликта паруса я моря — символ конфликта между человеком и жизнью, а противоречивое состояние покоя-бури воспринимается как печальная необходимость, которую человек не может изменить. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным ее проявлениям. Прием, когда внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам природы, называется образным параллелизмом. Белеет парус одинокой
В стихотворении «1831, июня 11 дня» Лермонтов высказывает мысль: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Мотиву борьбы противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Стихотворение «Дума»(1838): К добру и злу постыдно равнодушны,
Там же: Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на человека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди. Выхожу один я на дорогу;
3. Центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова, — мотив одиночества. Например, «Парус» (см. выше), «Утес» (1841): Ночевала тучка золотая
В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества: — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Мотиву одиночества противостоит мотив поиска родной души. Стихотворение «Сосна» (1841): На севере диком стоит одиноко
Стихотворение «1 января 1840»: И странная тоска теснит уж грудь мою:
С мотивом одиночества соседствуют мотивы странничества и изгнанничества. Например, «Тучи» (1840): Тучки небесные, вечные странники!
Стихотворение «И скучно и грустно» (1840): И скучно и грустно, и некому руку подать
|
|
|