|
|
|
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Воля, эмоции, вниманиеВопрос 1. Что такое волевые действия? Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную. При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную (к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек. Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм? Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости. Если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности. Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции. Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе. Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов. Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей. Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания. В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния. Вопрос 6. Что такое стресс? Стресс — состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя. Вопрос 7. Что такое внимание? Внимание — внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное. Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием? Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания. Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания? В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.
|
|
|