|
|
|
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессыВопрос 1. Чем отличаются потребности человека и животных? У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией. Вопрос 2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека. Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др. Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др. Вопрос 3. Какие факторы влияют на формирование потребностей? На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления. Вопрос 4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности? С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения. Вопрос 5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет? Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики — команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение. Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения. Вопрос 6. Какие психические процессы относятся к познавательным? К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения. Вопрос 7. Что мы относим к объекту восприятия, а что — к фону? К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия. Вопрос 8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала? Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно. Вопрос 9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении? Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации. Вопрос 10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной? Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором — вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи. Вопрос 11. Что такое воображение? Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений. Вопрос 12. Объясните разницу между активным воображением и пассивным. Активное воображение — воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение — воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу — это мечтания. Вопрос 13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры. Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей. Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д. Вопрос 14. Каковы качества ума? Ум — совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность — основные качества ума.
|
|
|