|
|
|
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
Употребление знаков препинанияУпр. 498. Хутор в полеТемнеет, к ночи поднимается вьюга. Кроме зловещих таинственных огоньков в полуверсте, ничего не видно впереди. Хорошо ещё, что морозно и ветер легко сдувает с дороги жёсткий снежок. Но зато он бьёт в лицо, засыпает с шипеньем придорожные дубовые ветки, отрывает и уносит в дыму позёмки их почерневшие, сухие листья, и, глядя на них, чувствуешь себя затерянным в пустынном мире среди вечных северных сумерек. В поле, вдалеке от проезжих путей, далеко от больших городов и железных дорог, стоит хутор. Далее деревенька, которая когда-то была близ самого хутора, гнездится теперь верстах в пяти-восьми от него. Хутор давным-давно наименовали Лучезаровкой. Лучезаровка! Шумит, как море, ветер вокруг неё; и на дворе по высоким иссиня-белым сугробам, как по могильным холмам, курится позёмка. Эти сугробы окружены далеко друг от друга разбросанными постройками. Все постройки на старинный лад: длинные и низкие. Фасад дома глядит во дворишко только тремя маленькими-маленькими окошечками. Большая соломенная крыша почернела от времени. Узкая кирпичная труба-возвышается над домиком, как длинная шея. Кажется, что усадьба вымерла: никаких признаков человечьего жилья, ни одного следа на дворе, ни одного звука людской речи! Всё забито снегом, всё спит безжизненным сном под напевы ветра среди зимних равнинных полей. Волки бродят по ночам около дома, приходят из лугов по саду к самому балкону. Тип речи: описание. При описании в художественном стиле эпитеты необходимы, так как именно они помогают автору не только представить предметы и явления действительности в каком-либо качестве, но и (при подборе нужного синонима) выразить отношение автора к описываемому, создать определённое впечатление и настроение у читателя. Упр. 502. Записки путешественникаПосле обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке, на юго-западе, чуть-чуть виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое-где, как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли. Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову — ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух-трёх крапивников. Миловидные, рыжевато-пёстрые птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где-нибудь с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой. Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше. Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать-тринадцать и стали биваком на одном из многочисленных островов. Сегодня мы имели случай наблюдать на северо-востоке теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зелёной, и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-жёлтых луча. Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем тёмно-красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо-восточной стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо-красной зарницей на западе, и тогда наступила тёмная-претёмная ночь. Упр. 504. Несколько слов об искусствеВ языках иных отсталых племён бывает так: есть слова, обозначающие отдельные те или иные травинки, но нет одного обобщающего понятия «трава». Большой художник стоит на таком же уровне над толпой, как наш современный цивилизованный человек, знающий слово «трава», — над первобытными племенами. Весь материал, накопленный писателем внутри себя, можно разделить по способу его приобретения на три части. Первая часть — это опыт, который я бы назвал опытом первоначального накопления, который накапливается в годы, когда человек ещё не стал писателем и даже не собирается им стать. Такой первоначально накопленный опыт ложится потом в основу первых книг, отчего они нередко получаются столь яркими и обаятельными, что потом писатель при всём своём мастерстве не может сделать ничего лучше и интереснее их. Но, конечно, этот «золотой фонд» участвует в разной степени и в основных книгах писателя. Вторая часть — опыт, повседневно накапливаемый писателем-профессионалом, когда его глаз уже выбирает из океана действительности не всё подряд, но то, что нужно для профессии и работы. И, наконец, третья часть — опыт, приобретённый в результате узкого, целенаправленного изучения жизни: поездка Пушкина в Оренбург, экскурсия Толстого в губернскую тюрьму (для «Воскресения»). Искусство как поиски алмазов. Ищут сто человек, а находит один; но этот один никогда не нашёл бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек. Синтаксический разбор предложений.
Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из 4 частей. Главное предложение 1) и придаточные 2), 3), 4). Придаточные предложения 2) и 3) связаны между собой однородным соподчинением, 3) и 4) — последовательным подчинением. Придаточные предложения 2) и 3) относятся к сказуемому главного предложения и присоединяются с помощью союзного слова который; придаточное предложение 4) относится к обстоятельству в годы придаточного предложения 3) и присоединяется с помощью союза когда. Придаточные 2), 3), 4) — определительные. 1) — простое, двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое; 2), 3), — простые, двусоставные, распространённые, полные, неосложнённые; 4) — простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из 3 частей. Главное предложение 1) и придаточные 2), 3). Придаточные предложения связаны между собой последовательным подчинением. Придаточное предложение 2) относится к сказуемому главного предложения и присоединяется с помощью союза когда, придаточное предложение 3) относится к дополнению то придаточного предложения 2) и присоединяется союзным словом что. Придаточное 2) — определительное, придаточное 3) — изъяснительное. 1) — простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом; 2), 3) — простые, двусоставные, распространённые, полные, осложнены однородными дополнениями.
|
|
|