Главная >> Домашние работы по русскому языку 10-11 класс. Гольцова

Лексика. Фразеология. Лексикография

Изобразительно-выразительные средства русского языка (окончание)

Пень — тупой, бесчувственный, несообразительный человек. — Попробуй объяснить этому пеньку, как тяжело жить вдали от дома, когда вокруг всё чужое, даже язык чужой, — сидит, хлопает глазами, улыбается, ничего до него не доходит.

Мартышка — человек-клоун, копирующий и передразнивающий других. — В классе Машку не воспринимали всерьёз, считая её мартышкой, способной только повторять чужие глупости и передразнивать учителей.

Липа — обман, фальшивка, подделка. — Экспертиза документов во время расследования подтвердила догадку следователя, что большинство накладных — липа, как и обнаруженных на складе расписок.

Все выделенные слова употреблены в переносном значении. Перенос значения произошёл на основе исторически устоявшегося представления в народе о характерах животных и качествах предметов.

Упр. 9.

1. С моря тянет лёгкий бриз (дует, веет — перен. знач. — метафора). — Паровоз тянет вагоны (везёт за собой — прямое, знач.). 2. С гор ласково течёт запах цветов (доносится — перен. знач. — метафора). Время течёт быстро (идёт, движется — перен. знач. — метафора). — Из раны течёт кровь (льётся — прямое знач.). 3. Все флаги в гости будут к нам (представители государств — перен. знач. — метонимия). — Флаг развевался на-ветру (отрезок ткани, прикреплённый к древку, — прямое знач.). 4. Синие волны залива бьют в камень набережной (плещутся о — перен. знач.). — Яркий свет бьёт в глаза (светит — перен. знач. — метафора).

Упр. 10.

    Крепкий город, вставленный в расселины,
    Белый город, на камнях расставленный,
    Как платок, на берегу расстеленный,
    Словно краб, на берегу расправленный.

      (Б. Слуцкий)

Сравнение города с платком и крабом помогают представить при экономии языковых средств его формы и очертания, а также характерные признаки, переходящие от краба. Например, цепкость, надёжную закреплённость.

Упр. 11.

И. С. Тургенев. Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Эпитеты, которые употребляет Тургенев в стихотворении «Русский язык», не только характеризуют определяемое слово, но и отражают авторскую позицию по отношению к сказанному.

Так, раздумья о судьбах родины связаны для автора с искренним беспокойством за её благополучие и процветание, поэтому они тягостны; а в эпитетах великий, могучий, правдивый и свободный (русский язык) слышатся гордость и восхищение. Заключительный эпитет великому (народу) звучит торжественно и оптимистично, он вселяет уверенность в победе во всех будущих испытаниях.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru