|
|
|
Сложносочиненное предложение
Художественный стиль речи и язык художественной литературыУпр. 80 (270). Мама говорит с сыном, можно предположить, что разговор происходит в доме, откуда им предстоит вскоре уехать. Сын просит, чтобы его взяли на Север, мама объясняет, почему ему нельзя поехать вместе со всеми. Автор использует разговорный стиль речи, чтобы максимально естественно передать диалог своих героев. В тексте есть непринужденность, эмоциональность («А я!!», «Это что еще такое — топать?!») и бесстрастность («Давай обсудим: как же ты сейчас поедешь?», «Чуть что, у тебя температура»). Разговорные конструкции: Чтоб я больше такого не видела! — тебе не следует так делать. Чуть что, у тебя температура. — У тебя в любой момент может подняться температура. Мы еще неизвестно как устроимся. — Никто пока не знает, как мы там.устроимся. Упр. 81 (271). В речи персонажей используется разговорный стиль. а) сниженная разговорная лексика: здорово
б) разговорная фразеология, частицы, союз а орать дурным голосом А с той стороны острова — протока... А одна баба у нас есть... А куст-то большой — не видно (частицы -то, не) А медведь-то как рявкнет!., (частицы -то, как) — А он что, он за ней, что ли? (частица ли) в) разговорный синтаксис: — неполные предложения Перебрел, значит, и тоже к малинке, они любят ее. — односоставные предложения
Упр. 82 (273). (Художественный) Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался по лестнице гимназии ко входу в зал. Кривая кавказская шашка с вишневым темляком болталась у него на левом бедре. Он был в фуражке черного буйного бархата и длинной шинели с огромным разрезом позади. Лицо его было озабочено. Студзинский торопливо подошел к нему и остановился, откозыряв. Малышев спросил его: /(разговорный) — Ну как? — Драться будут. Но полная неопытность. На сто двадцать юнкеров восемьдесят студентов, не умеющих держать в руках винтовку. /(Художественный) Тень легла на лицо Малышева. Он замолчал... Они вошли в зал. /(официально-деловой) — Смир-р-р-но. Га-саа офицеры!/ — прокричал Студзинский. /(разговорный) — Здравствуйте, артиллеристы! /(художественный) Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссер, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стены. /(официально-деловой) — Здра-рра-жла-гсин... полковник! /(художественный) Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил: /(разговорный) — Бесподобно... Артиллеристы! Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал, и потому скажу коротко./ <...>(публицистический) Многие из вас воспитанники этой знаменитой гимназии. Старые ее стены смотрят на вас. И я надеюсь, что вы не заставите краснеть за вас. Артиллеристы мортирного дивизиона! Отстоим Город великий в часы осады. <...> Постарайтесь, артиллеристы! /(разговорный) — Га-а-а..Га-а.../(художественный) — ответила колючая гуща, подавленная бойкостью выражений господина полковника. а) определительные словосочетания: кривая кавказская шапка вишневый темляк
фуражка черного буйного бархата серая колючая стена
в) обстоятельства образа действия:
г) сравнительные обороты: Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссер, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стены. Упр. 83 (274). Научная речь: Материя вечна и бесконечна, материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Она не исчезает и не создается вновь. Она несотворима и неуничто- жаема и только меняет формы. Разговорная речь: — Ползу, а на спине термос со щами. Как дали по мне очередь! Потекло, даже ошпарило. Скинул, гляжу — хлещет. Придумал! Заткнул пробоину хлебным мякишем и в полном порядке щи доставил. Официально-деловая речь: Она у нас с тобой слабо активный товарищ по линии домашнего хозяйства. 1. Автор использует разные стили речи, чтобы текст выглядел правдоподобным, живым. 2. Речь героя характеризует его как человека умного, веселого и с чувством юмора.
|
|
|