|
|
|
География культуры, религий, цивилизаций
Что изучает география культурыСовременные цивилизации: ареалы и «разломы»На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и социолог А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сейчас чаще всего выделяют лишь восемь: западноевропейскую (с отпочковавшимися от нее североамериканским и австрало-новозеландским очагами), конфуцианскую (Китай), индуистскую, японскую, исламскую, православную, латиноамериканскую и иногда негро-африканскую (табл. 3). Однако принципы выделения современных цивилизаций остаются недостаточно ясными, что порождает много споров. Так, продолжаются дискуссии по поводу того, образуют ли отдельную цивилизацию культуры Тропической Африки, входят ли в набор современных цивилизаций культуры Южной и Юго-Восточной Азии, есть ли смысл выделения латиноамериканской цивилизации из западной и т. д. Подобные дискуссии объясняются условностью границ, разделяющих многие культуры и цивилизации.
Многие специалисты полагают, что Россия этнически, культурно, экономически, религиозно особая культурная часть западной цивилизации. Сторонники евразийской идеи считают Россию самостоятельным культурно-историческим пространством, своеобразным «евразийским мостом» между Европой и Азией. Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является «дуга нестабильности», протянувшаяся от исламских стран Африки (Африканский Рог) до Средней Азии бывшего СССР и Гималаев с целой цепочкой конфликтов: мусульмане — евреи (Палестина — Израиль), мусульмане — индусы (Индия), мусульмане — буддисты (Мьянма) и др.
Охрана Всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКОЕгипетские пирамиды и Гранд-каньон Колорадо (США), национальный парк Го- ромбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском, Камчатские и Гавайские вулканы, национальные парки Килиманджаро, Сагарматхи, Алтая, пещеры Словацкого карста, рифы Австралии и т. д. — эти и многие другие памятники и достопримечательности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия (1972) включены в Список Всемирного наследия человечества. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия стран и народов на сохранение достижений прошлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты. Каждый культурный объект, будь то произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические ценности, культурные ансамбли и др., внесенный в постоянно пополняющийся Список (вместе с природными памятниками их более 700), представляет собой шедевр творческого гения человечества, свидетельство прошлой или нынешней цивилизации.
Это я знаю 1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением? 2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры. 3. В XV в. наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизации Китая, Индии, Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир начал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие такому изменению. 4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация». 5. Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации? 6. Известно ли вам, какие объекты России внесены в Список культурного и природног: наследия человечества, утвержденный ЮНЕСКО? Это я могу 7. Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»? Это интересно 8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание знаменитого русского философа В. С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»? 9. Выдающийся русский философ и географ Л. И. Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис. 10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?
|
|
|