|
|
|
География культуры, религий, цивилизаций
§ 16. Что изучает география культурыЧто изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны (или «разломы») цивилизаций? Что включает Всемирное культурное наследие? Что изучает география культурыКак свидетельствуют толковые словари, слово «культура» имеет широкий спектр значений, но чаще всего культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. С культурой нередко связываются сегодня пути разрешения многих острых проблем современности. Считается, что именно культура способна удержать и охладить кипение мирового «политического котла».
Мировая культура чрезвычайно разнообразна по своим региональным и этническим «модификациям», причем это относится ко всем сферам культуры — духовной, производственной, поведенческой, бытовой pi т. д. Например, у различных народов мира своеобразны традиционные жилища: свайные постройки меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у некоторых народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища — чумы, юрты — у кочевников и т. д. Культурные различия между народами проявляются и в пище, и в способах ее приготовления, и во времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды, траурные церемонии. Культурное своеобразие народов проявляется и в общении людей между собой. «Негр племени масаи при встрече торжественно сплевывает, потом плюет па собственную руку и только после этого позволяет себе пожать руку незнакомого. Л вот мангабетту на севере Конго здороваются совсем по-европейски, за руку, но при этом вежливо похрустывают суставами средних пальцев. Тумбве в Танганьике становятся при встрече на одно из колен, берут горсть земли и сыплют ее крест-накрест на грудь и руки. На Замбези в аналогичных обстоятельствах хлопают в ладоши и делают реверанс, а при встрече с белым считается необходимым еще и шаркнуть ножкой...» Ю. Бромлей, Р. Подольный. «Человечество - это народы».
От культуры к цивилизацииСовременный мир — это несколько тысяч больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов. Что же такое цивилизация? Если под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, то цивилизация, — это культурная общность наивысшего типа (выше ее только человечество в целом). Ее определяют как объективные, так и субъективные признаки. В числе первых — общность истории, религии, традиций и обычаев, форм материальной культуры и т. д. Среди субъективных критериев — самоидентификация людей, т. е. их самосознание, кем считает себя человек. Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции или в США могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации. Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно (Япония). Термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций. Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, хотя бы потому, что японская (традиционная) цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную. Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3—4 тыс. лет до н. э. Роль же «доцивилизации» относится к периоду формирования человека как вида. Природные условия (наряду с исторической средой) оказали огромное влияние на различные стороны экономической и общественной жизни людей. В древности климат, плодородие почв, характер растительности предопределяли способы обработки земли и формы разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и предметов быта. Естественная среда обитания человека подсказывала наиболее практичный тип жилища, стиль одежды, характер домашней утвари и боевого оружия, так или иначе влияла на складывающиеся формы собственности, отношения между людьми и даже на политическое устройство государств.
Осевые линии распространения цивилизацийНа протяжении истории очаги цивилизации постоянно перемещались вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер. Распространение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях двух материков Старого Света (афроевразийский цивилизационный регион), а влияние цивилизации Двуречья ощущалось не только в пределах Восточного Средиземноморья, но и в Закавказье, Иране и т. д. Расширение древнекитайского цивилизационного очага в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток — в сторону позднейшей Маньчжурии и на север — в сторону будущей Монголии, на запад — в сторону современной провинции Сычуань, на юг — в сторону современного Вьетнама. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в нее вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы. Географическое «расползание» древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья. Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке и т. д.
|
|
|