|
|
|
География культуры, религий, цивилизаций
Цивилизации ВостокаИсламская цивилизацияВ начале VIII в. Аравия в течение нескольких десятков лет смогла захватить огромные пространства от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании были объединены в огромное государство — Арабский халифат. Пришедший вскоре в упадок халифат оставил в «наследство» народам (за исключением Пиренейского полуострова) исламскую религию, послужившую благодатной почвой для развития исламской цивилизации. Со временем ислам проник в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т. д. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую. Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров и др.), богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже, величественные замки и дворцы, мечети и мусульманские школы (медресе) Аммана, Анкары, Багдада, Дамаска, Иерусалима, Каира, Мекки, Рабата, Тегерана, Эр-Рияда и других городов. Египетские пирамиды, Великий сфинкс в Гизе близ Каира, развалины храмов в Фивах, Луксоре и Кариа- ке, в Вавилонии, Ассирии, многочисленные произведения скульптуры и прикладного искусства доисламской эпохи органично вписались в исламскую цивилизацию. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омара Хайяма и др.), ученых, философов.
Негро-африканская цивилизацияЕе существование часто подвергается сомнению. Многообразие африканских народов, языков и культур к югу от Сахары дает некоторым ученым повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации. Это — крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т. е. цивилизацию. По мнению Л. Сенгора, бывшего президента Сенегала, философа, основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации,— «эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой». Сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете народов банту, манде и др. Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары существенное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой — насаждавшимися миссионерами евро- христианскими нормами, было положено на рубеже XIX—XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы разрушаются быстрее, чем формируются новые. Обнаружились трудности в адаптации африканцев к западным ценностям. Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности. Здесь не сложились самостоятельно высокие религии, подобные мировым, не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения — все это пришло к африканцам из других регионов. Однако было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру.
Откройте атлас 1. По картам народов и политической определите ареалы цивилизаций Востока. Это я знаю 2. У каких из восточных цивилизаций более древние корни? Ответ аргументируйте. 3. Прокомментируйте широко распространенное мнение, что цивилизации Востока заимствуют только материальные ценности и очень редко духовные. Так ли это? 4. Какая связь существует между Арабским халифатом и становлением исламской цивилизации? 5. Какие вам известны культурно-исторические объекты, символизирующие восточные цивилизации, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия чело зечества? Это я могу 6. Можно ли согласиться со следующей точкой зрения: «Пройдет энное количество столетий, и западноевропейская цивилизация «поглотит» самобытные культуры всех без исключения народов мира»? Свой ответ аргументируйте. Это интересно 7. Как вы считаете, прав ли известный историк и этнограф Ю. В. Бромлей, считавший, что широко распространившаяся на планете современная культура, которую называют то европейской, то американской, во многом нивелирует этнические особенности попавших в ее орбиту народов? Ответ обоснуйте.
|
|
|