Главная >> География 10-11 класс. Гладкий

География культуры, религий, цивилизаций

§ 18. Цивилизации Востока

    Каковы отличительные черты цивилизаций Востока? Где находятся кристаллизационные ядра восточных цивилизаций? Почему страны Северной и Южной Африки принадлежат к разным цивилизациям?

Что объединяет цивилизации Востока

К восточным цивилизациям относят китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую, зачастую японскую, реже негро-африканскую. Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь традиционно была невелика. Земля, ирригационные системы и т. д. были собственностью общины. Среди духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Духовная сфера человеческого бытия традиционно ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил название «традиционный».

Широко известно выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Однако сегодня, в эпоху универсализации мировой истории, Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны непременно «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества.

ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА ХАРАКТЕРНЫ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, АПЕЛЛИРОВАНИЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ К ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ЧЕМ К МАТЕРИАЛЬНОЙ.

Китайско-конфуцианская цивилизация

Географическое ядро этой древнейшей цивилизации — бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой Китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства.

В развитии этой цивилизации велика роль конфуцианства, получившего название по имени его основоположника Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Это религия-этика. Согласно ей, судьба человека определяется небом (отсюда Китай часто называют Поднебесной империей), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены в каждом человеке.

Древние китайцы в сокровищницу мировой цивилизации внесли величайшие изобретения — компас, бумагу, книгопечатание, порох, фарфор и т. д.

Долгие годы Китай фактически был изолирован от внешнего мира. Только в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Однако многие черты европейской цивилизации (индивидуализм, погоня за материальным успехом на фоне крушения моральных принципов и т. д.) встречали порой отчаянное сопротивление китайцев (движение ихэтуаней на рубеже XIX—XX вв.). В последней четверти XX в. в Китае стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике, что в сочетании с трудолюбием китайцев дало блестящие результаты.

ДЛЯ КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРНА УСТАНОВКА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В НЕМ ЗАЛОЖЕНЫ. С КОНЦА XIX В. КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА СТАЛА ИСПЫТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Индуистская цивилизация

Как и китайская цивилизация, индуистская насчитывает тысячелетия. Ее кристаллизационное ядро относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом были охвачены весь Индостан и соседние регионы.

    Связующим звеном индуистской цивилизации в прошлом явилась каста как социальное явление. Каста — это обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. Каста наиболее соответствовала местной мифологии и религии. Веками обеспечивая стабильность, она породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизм, в основе которого лежит учение о переселении душ, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада и т. д. Ко времени получения независимости в Индии насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице), культурные ландшафты юга страны и многие другие памятники материальной и духовной культуры.

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ. ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В БАССЕЙНЕ ИНДА И ГАНГА.

Японская цивилизация

Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры, они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны, но она и самобытна. В отличие от Китая, остававшегося более скован1гьтм традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим и европейский, и американский.

Среди непреходящих ценностей японской цивилизации — местные традиции и обычаи, культ красоты, Фудзи и сакура, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, театральное и граверное искусство, высочайшее качество продукции и т. д.

ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ, КОТОРАЯ АССОЦИИРУЕТСЯ С ОДНИМ НАРОДОМ. ДЛИТЕЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ЯПОНИИ ОТ ВНЕШНЕГО МИРА СПОСОБСТВОВАЛА САМОБЫТНОСТИ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru