Главная >> География 5-6 класс. Алексеев

Человек на Земле

§ 19. Сравниваем страны мира

Мир людей многообразен и изменчив. Хорошо ориентироваться в нём поможет знание политической карты. Ваша задача — научиться быстро находить и показывать на карте свою страну, соседние страны и наиболее крупные и известные страны мира. Вы должны также уметь в нескольких предложениях сказать о стране главное.

Посмотрите на политическую карту в вашем учебнике (см. Приложение, с. 186— 187) и назовите её именованный масштаб. Надписать все страны мира на этой мелкомасштабной карте невозможно. Поэтому часть стран отмечены цифрами и показаны в легенде карты. А такая важная часть света, как Европа, дана на отдельной врезке.

Назовите главное отличие карты на врезке от основной карты.

Итак, мы будем сравнивать страны, используя политическую карту.

При взгляде на карту в первую очередь обращают внимание крупные страны. Сравним страны по величине территории.

Задание 1. А) Найдите самые крупные по площади страны мира. Выпишите не менее пяти стран. Рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.

Б) Используя только карту, расположите следующие страны в таком порядке, как, по вашей оценке, убывает площадь их территории: Украина, Пакистан, Иран, Аргентина, Франция.

Сравним страны по их расположению на планете и относительно друг друга. Обратите внимание, в каких полушариях — Западном или Восточном, Северном или Южном - находится больше стран.

Задание 2. А) Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский) меридиан.

Б) Расположите параллели: Северный полярный круг, Северный тропик, Южный полярный круг, Южный тропик в зависимости от количества стран, которые они пересекают. Для каждой параллели приведите примеры стран.

В) Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

    Параллель ... пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

    Северный тропик и меридиан 100° з. д. пересекаются на территории страны ... .

    Япония находится ... Казахстана, а Австралия — ... Японии.

Г) В два столбца выпишите примеры стран, которые:

    а) имеют только сухопутные границы;
    б) не имеют сухопутных границ.

Внимание! На картах морские границы, как правило, не указывают. Страны договорились, что их проводят в 12 морских милях (примерно в 22 км) от берега. За этой полосой заканчиваются территориальные воды государства и начинаются доступные для всех международные воды.

В дальнейшем вы будете сравнивать страны и по многим другим признакам. Некоторые из них вы можете определить и сейчас.

Задание 3 (по указанию учителя). Сравните: а) Чили и Турцию; б) Китай и Канаду.

Запишите, какой признак для сравнения вы использовали в одном и другом случае.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru