Главная >> География 5-6 класс. Алексеев

План и карта

Земная поверхность на плане и карте

    Измеряем расстояния с помощью масштаба

С появлением разнообразных компьютерных программ измерение расстояний стало казаться совсем лёгким делом. Стоит только поставить яркие метки и нажать нужную кнопку — и результат готов! Но программы созданы людьми, которые уже умели измерять расстояния по картам. Вы тоже должны научиться этому.

1. Рассмотрите рисунок 23. На топографической карте определим расстояние по прямой от сада на южной окраине села Красное до моста через реку Зайка.

2. Определим масштаб карты (найдите, где он указан). Обратите внимание, что масштаб дан во всех трёх видах.

3. Обозначим отрезок, соответствующий нужному нам расстоянию. В данном случае мы воспользуемся уже имеющимися точками (зелёной и голубой).

4. Измерим отрезок с помощью линейки — у вас получится 4 см. Применим численный масштаб 1 : 25 000. Переведём его в именованный: в 1 см 250 м.

250 м х 4 = 1000 м. 1000 м = 1 км.

Мы получили расстояние по прямой от сада до реки.

Проверим себя, применив линейный масштаб. Для этого понадобится циркуль- измеритель. Вместо циркуля можно использовать полоску бумаги.

Расположим ножки циркуля в тех же точках (зелёная — сад, голубая — река).

Приложим циркуль к линейному масштабу. Левую ножку циркуля расположите на нуле. Какой результат вы получили?

    Запомните

Условные знаки. Масштаб.

    Это я знаю

1. Что показывают на плане или карте с помощью условных знаков?

2. Что показывает масштаб? Какие виды масштаба существуют?

3. На одном и том же плане местности численный, именованный и линейный масштабы показывают уменьшение: а) разное; б) одинаковое.

4. Какой масштаб крупнее: 1 : 30 000 или 1 : 90 000; 1 : 500 000 или 1 : 50 000; 1 : 1 000 000 или 1 : 10 000?

    Это я могу

5. Составьте план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север — овраг, в 300 м на юго-запад — озеро, в 400 м на юг — кустарник.

6. Изобразите расстояние 400 м в масштабах: в 1 см 100 м; в 1 см 40 м. Какой из этих масштабов крупнее?

7. Переведите численный масштаб 1:30 000 в именованный.

8. Попробуйте за 15 минут вычертить и объяснить как можно больше условных топографических знаков. Какую отметку вы себе поставите за эту работу?

9. Сравните карту полушарий и карту России в Приложении. Определите, у какой из карт масштаб крупнее. Почему вы так решили?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru