Главная >> География 6 класс. Домогацких

Атмосфера

Движение воздуха. География

Роза ветров

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика, который называется очень загадочно и романтично — роза ветров.

Строится роза ветров очень просто. Нужно начертить линии, показывающие основные и промежуточные румбы. Получается такая восьмилучевая звезда. На каждой линии, начиная от центра, наносятся деления по 1 см или по 0,5 см. Затем, считая, что одно деление — это один день, отмечаем на каждой линии такое количество делений, сколько дней в месяце ветер имел именно это направление. Когда по всем румбам отложено число соответствующих дней, можно соединить концы получившихся отрезков. Возникшая фигура — роза ветров для данного места в данный месяц.

Она очень хорошо демонстрирует преобладающее направление ветров за месяц (рис. 122). Да, собственно, почему только за месяц? Можно сделать розу ветров и за год.

    роза ветров

Итак, повторим: роза ветров — график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.

    Повторим главное

1. Ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.

2. Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Поэтому на берегу водоёмов возникает бриз — ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на сушу, а ночной — с суши на водоём.

3. Направлением ветра считается направление, откуда он дует.

    Ключевые слова

Ветер, флюгер, бриз, роза ветров, направление ветра

    Проверим знания

1. Что такое ветер? 2. Опишите различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши. 3. Что такое бриз? 4. Куда дует северный ветер? 5. А юго-западный? 6. В чём разница между флюгером и флюгаркой?

    А теперь более сложные вопросы

1. От чего зависит сила и скорость ветра? 2. Опишите механизм возникновения бриза. 3. С помощью рис. 119 расскажите о причинах дневного и ночного бриза. 4. Попытайтесь установить связь между географической широтой и ветром. 5. С помощью розы ветров на рис. 122 определите, ветер какого направления преобладал.

    И наконец, тест

1. На берегу океана ветер днём дует с:

    а) суши на океан;
    б) запада на восток;
    в) юга на север;
    г) океана на сушу.

2. Западный ветер дует (отметьте все правильные варианты):

    а) с запада;
    б) с востока;
    в) на запад;
    г) на восток.

3. В каком случае явления названы в правильном порядке:

    а) образование ветра — разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении;
    б) образование ветра — разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши;
    в) разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении — образование ветра;
    г) разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши — образование ветра?

    Ответы на тесты

1. г, 2. а, г, 3. в.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru