Главная >> География 8 класс. Алексеев

Хозяйство России

§ 53. Транспортная инфраструктура России

    В чём специфика транспорта как отрасли хозяйства. Каковы особенности железнодорожного транспорта. В чём особенности других видов сухопутного транспорта.

Эффективное развитие экономики невозможно без системы отраслей, обслуживающих производство и жизнь общества в целом. Совокупность таких отраслей и видов деятельности образует общий каркас, опору всего хозяйства — инфраструктуру (рис. 110).

Инфраструктурный комплекс

В чём специфика транспорта как отрасли хозяйства?

Россию часто называют страной дальних дорог, и не без основания — необходимость преодолевать колоссальные расстояния издавна предопределила строительство дорог. Их создание обеспечивало связи между разными частями страны. В гаком большом государстве, как Россия, не может не быть различий в интересах разных районов, стремящихся к замкнутости (или к более тесным связям с другими государствами, чем с регионами России). Один из наиболее эффективных способов противодействия этому — развитие транспорта, связывающего воедино части страны.

Главная задача транспорта — перевозка грузов и пассажиров.

Транспорт использует как естественные пути сообщения — моря, реки, воздух, так и созданные человеком — железные и автомобильные дороги, каналы. Выделяют сухопутные виды транспорта — железнодорожный, автомобильный; водные виды транспорта — морской и речной, а также авиационный, трубопроводном и электронный (передача энергии на расстояние посредством линий электропередачи — ЛЭП; рис. 111). Каждый из видов транспорта имеет свою специфику, но для обеспечения функционирования хозяйства страны все виды транспорта должны быть взаимосвязаны и работать согласованно. Не случайно транспорт называют «кровеносной системой» экономики.

    Основные виды транспорта

В России сильно выражена контрастность западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности и конфигурации транспортной сети. В целом в нашей стране преобладает широтное направление движения сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и трубопроводов) и меридиональное направление речных путей (по течению Волги, Печоры, Северной Двины и великих сибирских рек).

Наиболее дешёвые виды транспорта для перевозки грузов — водный (особенно морской) и трубопроводный.

Работа транспорта измеряется грузооборотом или пассажирооборотом (произведение массы груза или числа пассажиров на расстояние). В России в 2007 г. доля железнодорожного транспорта в общей массе перевезённых грузов была 16%, а в грузообороте — 43%, поскольку среднее расстояние перевозки здесь очень большое — 1540 км. На два вида транспорта — железнодорожный и трубопроводный — приходится 91% суммарного грузооборота всего транспорта России. В то же время по массе перевезённых грузов лидируют автомобильные перевозки (65% всех грузов), в то время как доля их в грузообороте только 5%, потому что среднее расстояние перевозки очень малое всего 39 км.

ТРАНСПОРТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ, ОРГАНИЗУЕТ ТЕРРИТОРИЮ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЙОНАМИ СТРАНЫ.

Каковы особенности железнодорожного транспорта России?

Железнодорожный транспорт, в отличие, например, от водного, не привязан к природным объектам, нс зависит от погоды или от времени года. Железные дороги могут быть проложены по суше почти где угодно (за исключением самых высоких горных массивов). В России этот вид транспорта начал развиваться с постройки дороги Санкт-Петербург — Москва в 1851 г. (до этого с 1837 г. существовала лишь небольшая дорога Санкт-Петербург — Павловск, не имевшая хозяйственного значения).

Крупнейшие железнодорожные магистрали России — Транссибирская, Байкало-Амурская.

Далее строительство велось но радиальным направлениям от Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов), а также из зерновых районов к морским портам Балтийского и Чёрного морей. Позже началось строительство дорог, связывающих Европейскую Россию с окраинами — Кавказом, Средней Азией. В 1903 г. Россия получила железнодорожный выход к Тихому океану — в основном был построен исторический участок Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока (рис. 112).

Железные дороги и перевозки

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru