Главная >> Задачник по физике 7 класс. Генденштейн

Физика и физические методы изучения природы

3. Измерение физических величин: ретий уровень

3.39. Косая сажень (рис. 22, а), локоть (рис. 22, б), пядь (рис. 22, в), дюйм (рис. 22, г), фут, верста, стрела — что общего у этих единиц длины? Чем и с какой целью их заменили сегодня?

    Рис. 22

3.40. Локоть, вершок, пядь, сажень, дюйм, фут и т. п. очень удобны при измерениях, так как их «эталоны» всегда под рукой. Но каким недостатком обладают эти единицы длины?

3.41. Как вы считаете, могут ли все люди пользоваться линейкой, в которой цена деления была бы равна длине фаланги вашего указательного пальца?

3.42. Зачем, по вашему мнению, физикам нужны эталоны единиц физических величин?

3.43. В одной песне поется: «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Как выразить эту мысль, используя современные единицы измерения?

3.44. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера «Бочонок собачонок »:

    — Дайте мне
    Кусок щекотки,
    Дайте смеха —
    Две щепотки,
    Три столовых ложки
    Ветра
    И грозы —
    Четыре метра!
    Писку-визгу —
    Двести граммов
    Плюс пол-литра
    Шумов-гамов,

    Да еще
    Глоток веревки
    И моточек газировки —
    Дам я все,
    Что вы хотите,
    Если вы
    В обмен дадите
    Тюк
    Мальчишек,
    Пук
    Девчонок
    Да бочонок
    Собачонок!

Придумайте задачу, используя это стихотворение.

3.45. На рисунке 23 показано, как длину одного и того же бруска измерили с помощью двух разных линеек. В каком случае получен более точный результат? Обоснуйте свой ответ.

    Рис. 23

3.46. Что легче: измерить толщину книжки с точностью до 2 мм или длину комнаты с точностью до 2 см? Обоснуйте свой ответ.

3.47. Объясните физический смысл пословицы: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь!»

3.48. В каком случае точность измерения температуры выше:

    а) при измерении температуры комнатным термометром;
    б) при измерении медицинским термометром?

3.49. Про умного человека говорят: семь пядей во лбу. Оцените, каким бы мог быть лоб у такого человека (рис. 24).

    Рис. 24

3.50. Часы являются измерительным прибором, а циферблат — шкала этого прибора. Имеет ли эта шкала (рис. 25) одно определенное значение цены деления?

    Рис. 25

3.51. Косая сажень — расстояние от кончика среднего пальца поднятой вправо вверх правой руки до носка отставленной в сторону левой ноги (см. рис. 22, а) — равна примерно трем аршинам. Вспомните, как в сказках говорится о великанах: косая сажень в плечах. Вычислите ширину плеч и оцените рост великана.

3.52. Древнерусской единицей для измерения небольших расстояний был вершок — ширина двух пальцев руки (указательного и среднего) (рис. 26).

Постройте отрезок, длина которого равна четырем вершкам.

    Рис. 26

3.53. В Древнем Египте распространенной единицей длины был стадий — путь, проходимый взрослым мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска, т. е. примерно за две минуты. Попробуйте определить приблизительное соотношение между стадием и метром.

3.54. В сказке Ершова «Конек-Горбунок» кобылица обещала Иванушке за свое освобождение награду:

    Двух рожу тебе коней —
    Да таких, каких поныне
    Не бывало и в помине;
    Да еще рожу конька
    Ростом только в три вершка...

Подсчитайте рост обещанного конька в современных единицах длины.

3.55. Самое трудное — узнать человека. Говорят, для этого нужно съесть с ним пуд (16 кг) соли. Сколько времени понадобится для этого, если медицинская норма потребления соли 5 г в сутки? Хватит ли одиннадцати школьных лет?

3.56. Посмотрите на рисунок 27 и вспомните сказку Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Когда Мазай подплыл на лодке к островку с зайцами, «...уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». Оцените указанные длину и ширину в современных единицах длины — в сантиметрах или метрах.

    Рис. 27

3.57. Прочитайте стихотворение:

    Хочу я купить
    Сапоги-скороходы,
    Ходить в скороходах
    Отлично в походы:
    Шагнул один шаг —
    И проделал семь миль.

    Обгонишь автобус,
    Автомобиль...
    За час не спеша
    Обойдешь вокруг света,
    Догнать тебя сможет
    Только ракета!

Приняв 1 милю примерно за 1,6 км, длительность шага за 1 с, а длину экватора за 40 000 км, рассчитайте, действительно ли можно обойти всю Землю за один час.

3.58. Представьте себе, что куб объемом 1 м3 разрезали на кубики объемом по 1 мм3 каждый и эти кубики плотно уложили в один ряд. Какой длины получился бы ряд?

3.59. Имеется восемь совершенно одинаковых по размеру и виду стальных шаров. Однако в одном из них сделана небольшая полость. Пользуясь только рычажными весами, определите, в каком именно шаре есть полость. Весы можно использовать не более двух раз.

3.60. Результаты трех измерений длины бруска записаны так: 20 см, 20,0 см и 20,00 см. Есть ли разница между этими результатами? Если есть, то какая? Обоснуйте свой ответ.

3.61. Длину ребра кубика увеличили в 3 раза. Во сколько раз изменились вследствие этого:

    а) объем кубика;
    б) площадь одной грани;
    в) площадь поверхности?

3.62. Радиус шара увеличили в 4 раза. Во сколько раз изменились вследствие этого:

    а) объем шара;
    б) площадь его поверхности?

3.63. Вообразите, что лист миллиметровой бумаги размером 20 см х 30 см разрезали на квадратики 1 мм х 1 мм. Какой будет длина полоски шириной 1 мм, выложенной из этих квадратиков?

3.64. Вообразите, что куб с длиной ребра 10 см разрезали на маленькие кубики с длиной ребра 1 мм и из этих кубиков построили башню, поставив все кубики друг на друга. Какую высоту будет иметь такая башня?

3.65. Кафельная плитка имеет форму прямоугольника размером 15 см х 30 см. Сколько таких плиток понадобится, чтобы выложить стенку размером 2,1 м х 3 м? 1,9 м х 3,6 м? Если плитку разрезать, то можно использовать лишь одну какую-то ее часть.

<<< Второй уровень      Ответы >>>

 

 

???????@Mail.ru