|
|
|
§ 17. Информационное обществ
Информатизация образованияПо мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования, способствуя повышению его доступности и качества, созданию системы непрерывного образования. Ключевым условием построения современного образовательного процесса является наличие в образовательном учреждении информационно-образовательной среды — «системы инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационнокоммуникационных технологий»1. 1 ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». Охарактеризуйте информационно-образовательную среду вашей школы: опишите имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование учителями и школьниками. Сегодня мы говорим об электронном обучении — «организации образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» Информационные образовательные ресурсы, представленные в электронной форме, принципиально отличаются от печатных учебных материалов, обеспечивая: 1) моделирование и визуализацию информации об изучаемых объектах; 2) интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ; 3) хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ним; 4) автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; 5) автоматизацию организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения; 6) информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей. Был ли у вас опыт работы с электронными образовательными ресурсами, обладающими одной или несколькими из перечисленных выше возможностей? Приведите примеры. В настоящее время в сети Интернет имеется множество открытых образовательных ресурсов (OOP) — разнообразных материалов, предоставляющих доступ к знаниям (полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тексты, программное обеспечение и т. д.), размещённых в свободном доступе, либо выпущенных под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Каждый желающий может воспользоваться порталом «Универсариум» — открытой площадкой дистанционного образования от лучших преподавателей ведущих вузов страны (universarium.org). «Универсариум» предоставляет средство получения качественного и доступного образования всем желающим, обеспечивает возможность профориентационного, дополнительного и профессионального образования для граждан Российской Федерации, проживающих на удалённых и труднодоступных территориях, делает доступным образование для граждан с ограниченными возможностями здоровья и выполняет ряд других социальных миссий. Исследования в области информационных проблем развития современного общества ведутся сегодня во всём мире. Их основой являются ноосферная концепция эволюции биосферы, созданная трудами таких всемирно известных российских учёных, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др. Эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, А. И. Ракитова и др. Рассмотрим ключевые события, определяющие развитие информационного общества в России (рис. 5.4).
Россия была одной из стран, подписавших в 2000 г. Хартию глобального информационного общества.
|
|
|