|
|
|
Русские писатели XVIII века
Биография И. А. Крылова
И. А. Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического образования, какое обычно старались дать детям состоятельные или среднего достатка родители. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Он обучил его четырём правилам арифметики. Мать приохотила сына к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов рос на редкость смышлёным и способным. Все биографы единодушно полагают, что умом и позже обнаруженными дарованиями Крылов пошёл в мать. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности мальчика. Он был исключительно музыкален; сам выучился играть на скрипке. Родителям было не по средствам нанимать гувернёра и учителей для воспитания и образования сына. Со слов Крылова известно, что отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич постигал язык вместе с детьми губернатора и другими отпрысками тверских дворян, но, по его собственным словам, «учитель был не слишком сведущ, и поэтому ученики его мало успевали». После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось «по бедности» отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми Львовых. Мальчика взяли в качестве слуги, платой за работу была учёба. Ученье досталось ему дорого не в одном лишь материальном, но и в нравственном смысле: он с детства узнал, как тяжело живётся бедному, лишённому связей и покровительства человеку, как трудно встать ему на ноги и обрести независимость. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния. Уже в детстве в нём сложилось твёрдое убеждение, что без знаний он не выйдет из бедности. С конца 1770-х — начала 1780-х годов Крылов всё больше и больше отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Поначалу дело идёт трудно. Он много читает, но систематическая учёба ему ещё даётся плохо. И тут на помощь опять приходит мать. Крылов не случайно так тепло и не только за доброту вспоминал о Марии Алексеевне. Он, как ясно из воспоминаний современников, выделял в ней природный ум, который выразился прежде всего в том, что мать приучила его к постоянным занятиям и тем развила незаурядные способности сына. О её педагогических методах до нас дошли любопытные и небезынтересные рассказы. После смерти отца у Крыловых остался сундук с книгами. «Желая приохотить» сына к чтению, Мария Алексеевна «обещала давать ему награду», когда он прилежно будет читать с нею в положенные часы. Маленькому Крылову понравился этот договор. Он охотно принимался за книги, усердно читал и каждый раз получал гривну' или две меди. И когда маленький Крылов сделался владетелем капитала в несколько рублей, то он считал себя богачом.
|
|
|