|
|
|
Андрей Платонович Платонов
В прекрасном и яростном мире. Часть 2Около года я работал помощником у Мальцева, с августа по июль, и 5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда... Мы взяли состав в восемьдесят пассажирских осей вопоздавший до нас в пути на четыре часа. Диспечер вышел к паровозу и специально попросил Александра Васильевича сократить, сколь возможно, опоздание поезда, свести это опоздание хотя бы к трем часам, иначе ему трудно будет выдать порожняк на соседнюю дорогу, Мальцев пообещал ему нагнать время, и мы тронулись вперед. Было восемь часов пополудни, но летний день еще длился, и солнце сияло с торжественной утренней силой Александр Васильевич потребовал от меня держать все время давление пара в котле лишь на пол-атмосферы нижи предельного. Через полчаса мы вышли в степь, на спокойный мягки профиль. Мальцев довел скорость хода до девяноста километров и ниже не сдавал, наоборот — на горизонталях и малых уклонах доводил скорость до ста километров. На подъемах я форсировал топку до предельной возможности и заставлял кочегара вручную загружать шуровку, в помощь стоккерной машине, ибо пар у меня садился. Мальцев гнал машину вперед, отведя регулятор на всю эту и отдав реверс1 на полную отсечку. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. 1 Ре́верс — прибор, изменяющий движение машины на обратное. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальрюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту. Александра Васильевича, видимо увлекло это зрелище: он далеко высунулся в окно, глядя перед, и глаза его, привыкшие к дыму, к огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением. Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью. Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. Значит, и грозовую тучу несла буря нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели и заскрежетали по железному телу паровоза; видимости не стало, и я пустил турбодинамо для освещения и включил лобовой прожектор впереди паровоза. Нам теперь трудно было дышать от горячего пыльного вихря забивавшегося в кабину и удвоенного в своей силе встречным движением машины, от топочных газов и раннего сумрака, обступившего нас. Паровоз с воем пробивался вперед в смутный, душный мрак в щель света, создаваемую лобовым прожектором. Скорость упала до шестидесяти километров; мы работали и смотрели вперед как в сновидении. Вдруг крупная капля ударила по ветровому стеклу и сразу высохла, испитая жарким ветром. Затем мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца; я схватился за кран инжеконтора2, но боль в сердце уже отошла от меня, и я сразу поглядел в сторону Мальцева — он смотрел вперед и вел машину, не изменившись в лице. 2 Инже́ктор — насос. — Что это было? — спросил я у кочегара. — Молния, — сказал он. — Хотела в нас попасть, да маленько промахнулась. Мальцев расслышал наши слова. — Какая молния? — спросил он громко. — Сейчас была, — произнес кочегар. — Я не видел, сказал Мальцев и снова обратился лицом наружу. — Не видел! — удивился кочегар. — Я думал, котёл взорвался, во как засветило, а он не видел. Я тоже усомнился, что это была молния. — А гром где? — спросил я. — Гром мы проехали, — объяснил кочегар. — Гром всегда после бьет. Пока он вдарил, пока воздух расшатан пока туда-сюда, мы уже прочь его пролетели. Пассажиры может, слыхали — они сзади. Далее мы вошли в ливень, но скоро миновали его и выехали в утихшую, темную степь, над которой неподвижно покоились смирные, изработавшиеся тучи. Потемнело вовсе, и наступила спокойная ночь. Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время. Я заметил, что Мальцев стал хуже вести машину — кривых нас забрасывало, скорость доходила то до ста в лишним километров, то снижалась до сорока. Я решии, что Александр Васильевич, наверно, очень уморился, и по этому ничего не сказал ему, хотя мне было очень трудно держать в наилучшем режиме работу топки и котла при таком поведении механика. Однако через полчаса мы должны остановиться для набора воды, и там, на останом ке, Александр Васильевич поест и немного отдохнет. Мы уже нагнали сорок минут, а до конца нашего тягового участка мы нагоним еще не менее часа. Все же я обеспокоился усталостью Мальцева и стал сам внимательно глядеть вперед - на путь и на сигналы. С моей стороны, над левой машиной, горела на весу элек трическая лампа, освещая машущий, дышловой меха низм. Я хорошо видел напряженную, уверенную работу левой машины, но затем лампа над нею припотухла и стали гореть бедно, как одна свечка. Я обернулся в кабину. Там тоже все лампы горели теперь в четверть накала, еле освещая приборы. Странно, что Александр Васильевич не постучал мне ключом в этот момент, чтобы указать на такой неорядок. Ясно было, что турбодинамо не давало расчетных оборотов и напряжение упало. Я стал регулировать турбодинамо через паропровод и долго возился с этим устройством, но напряжение не поднималось. И это время туманное облако красного света прошло по циферблатам приборов и потолку кабины. Я выглянул наружу. Впереди, во тьме, близко или далеко — нельзя было установить, красная полоса света колебалась поперек нашего пути. Я не понимал, что это было, но понял, что надо делать. — Александр Васильевич! — крикнул я и дал три гудки остановки. Раздались взрывы петард3 под бандажами4 наших комес. Я бросился к Мальцеву; он обернул ко мне свое лицо и поглядел на меня пустыми покойными глазами. Стрелка ми циферблате тахометра показывала скорость в шестьдеснт километров. 3 Пета́рда - сигнальный разрывной снаряд, применяемый для остановки поезда в случае опасности.
— Мальцев! — закричал я. — Мы петарды давим. — и протянул руки к управлению. — Прочь! — воскликнул Мальцев, и глаза его засияли, отражая свет тусклой лампы над тахометром. Он мгновенно дал экстренное торможение и перевел реверс назад. Меня прижало к котлу, я слышал, как выли бандажи колес, стругавшие рельсы. — Мальцев! — сказал я. — Надо краны цилиндров открыть, машину сломаем. — Не надо! Не сломаем! — ответил Мальцев. Мы остановились. Я закачал инжектором воду в котел и выглянул наружу. Впереди нас, метрах в десяти, стоял па нашей линии паровоз, тендером5 в нашу сторону. На тендере находился человек; в руках у него была длинная кочерга, раскаленная на конце до красного цвета; ею и махал он, желая остановить курьерский поезд. Паровоз этот был толкачом товарного состава, остановившегося на перегоне. 5 Те́ндер — задняя часть паровоза. Значит, пока я налаживал турбодинамо и не глядел вперед, мы прошли желтый светофор, а затем и красный и вероятно, не один предупреждающий сигнал путевых обходчиков. Но отчего эти сигналы не заметил Мальцев? — Костя! позвал меня Александр Васильевич. Я подошел к нему. — Костя! Что там впереди нас? Я объяснил ему. — Костя... Дальше ты поведешь машину, я ослеп. На другой день я привел обратный состав на свою станцию и сдал паровоз в депо, потому что у него на двух скатах слегка сместились оандажи. Доложив начальнику депо о происшествии, я повел Мальцева под руку к месту его жительства; сам Мальцев был в тяжком удручении и не ношел к начальнику депо. Мы еще не дошли до того дома на заросшей травою улице, в котором жил Мальцев, как он попросил меня ocтавить его одного. — Нельзя, ответил я. — Вы, Александр Васильевим. слепой человек. Он посмотрел на меня ясными, думающими глазами. — Теперь я вижу, ступай домой... Я вижу все — вот жена вышла встретить меня. У ворот дома, где жил Мальцев, действительно стояла в ожидании женщина, жена Александра Васильевича, и ее открытые черные волосы блестели на солнце. — А у нее голова покрытая или безо всего? — спросил я. — Без, — ответил Мальцев. — Кто слепой — ты или я? — Ну, раз видишь, то смотри, — решил я и отошел от Мальцева.
|
|
|