|
|
|
Дорогие пятиклассники!
ВведениеВ вашем расписании уроков появился новый предмет — обществознание, который вы будете изучать до окончания школы. Этот курс изучает общество — мир людей, в котором мы все с вами живём. Общество — это такое же сложное и интересное явление, как и природа, и поэтому все науки, существующие на свете, делятся на большие группы. Первую составляют точные и естественные науки — физика, химия, биология и др. Они изучают живую и неживую природу: звёзды, моря, землетрясения, растения, животных. Вторую группу образуют общественные науки. Они изучают общество. Общество — результат совместной деятельности людей. Но совместно действуют не только люди. Муравейник — тоже довольно сложное сообщество, напоминающее человеческое. И пчёлы живут коллективной жизнью, почти как люди. Но ни муравьи, ни пчёлы не являются продуктом деятельности муравейника или улья. Они — часть природы. Миллионы лет назад человек тоже представлял собой исключительно продукт природы. Наши далёкие предки когда-то были очень похожи на животных, не умели говорить и пользоваться огнём, не знали, что такое семья и дружба. Но постепенно человек развивался, трудился, у него появились речь и мышление, затем — обычаи и традиции. Человек менялся сам и менял мир вокруг себя. Животные на такое не способны! И всё это люди смогли сделать потому, что действовали сообща. Отсюда и произошло слово «общество». При совместной деятельности появляются общие взгляды, верования, традиции. После рождения человек проходит долгий путь усвоения коллективных обычаев, норм, ценностей. Он целиком покидает лоно природы и становится общественным существом. На уроках истории вы узнаете, как и почему появлялись человеческие общества, как они изменялись и меняли мир вокруг себя, а обществознание поможет вам разобраться в том, что представляет собой современное общество. В обществознание входит несколько наук. Это филосо́фия, социоло́гия, эконо́мика, юриспруде́нция, политоло́гия, психоло́гия и культуроло́гия. О том, что изучает каждая наука, вы можете прочитать в словаре в конце учебника. Словарь представляет собой свод основных понятий и терминов, изученных вами в течение учебного года. Учебник состоит из глав и параграфов. Каждый параграф разделён на части подзаголовками. Они формулируют главные вопросы изучаемой темы. В тексте параграфа помещены важные для усвоения его содержания рубрики. Так, рубрика «Советуем запомнить!» окажется полезной для работы с основными понятиями курса «Обществознание». Кроме того, вы встретитесь с рубриками «Интересные факты», «Дополнительное чтение», поясняющими и расширяющими основной текст параграфа фактами истории и современности, результатами научных исследований. Рубрика «Обратимся к закону» содержит отрывки из законов, а «Умная мысль» знакомит с высказываниями выдающихся людей прошлого. Рубрика «Подведём итоги» представляет собой выводы по теме. Лучше усвоить тему вам поможет поиск ответов на разнообразные вопросы и выполнение заданий. Каждый параграф предваряют вопросы, которые помогут сориентироваться в теме урока, научиться выделять главное, вспомнить изученное ранее. Поиск ответов на эти вопросы в тексте параграфа может быть проведён на уроке, это облегчит вам подготовку к выполнению домашнего задания. Вопросы и задания для домашней работы включают вопросы для самопроверки («Проверьте свои знания»), требующие осмысления рассмотренных в параграфе проблем, и задания практического характера («Практикум»). Задания «Практикума» направлены на использование, применение имеющихся знаний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях (анализ ситуаций, сочинение-рассуждение по актуальной проблеме, подготовка мини-проектов и презентаций и др.). Вопросы и задания повышенной сложности отмечены звёздочкой (*). При выполнении некоторых заданий рекомендуется пользоваться учебниками по истории, литературе, а также словарями, энциклопедиями, материалами Интернета. Главы учебника завершаются итоговыми вопросами и заданиями, которые носят обобщающий характер. Автор надеется, что учебник станет отправной точкой для ваших самостоятельных шагов на дороге познания себя и общества, в котором мы живём.
|
|
|