Главная >> Обществознание 5 класс. Кравченко

Глава 2. Ближайшее окружение подростка

§ 25. Человек в малой группе

Младшие школьники и подростки выбирают себе друзей, ценности и увлечения которых похожи на их собственные. Друзей выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола. Мальчики чаще дружат с мальчиками, а девочки — с девочками.

Для подростка очень важным моментом является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Межличностные отношения

В малой группе возникает особый тип отношений — межличностные отношения. Только вдумайтесь в это словосочетание: отношения между личностями. То есть подростки — это уже личности.

Межличностные отношения — отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного личного общения.

Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных и семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, внеклассные мероприятия, новые фильмы и т. д. Обсуждение вопросов, которые очень важны для людей, сближает их, создаёт между ними доверительные отношения.

Учёные установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Постарайтесь это обязательно понять и запомнить. Это — важнейший закон межличностных отношений. Если вы постоянно недовольны собой, ваше настроение и недовольство собой может передаваться другим. И они будут недовольны вами. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут низко оценивать вас.

В подростковых группах — ваших коллективах сверстников — стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила для которых заимствуются из мира взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и отрицательно относятся к предательству, измене, нарушению данного слова, эгоизму, жадности и т.д.

Подростки жёстко оценивают сверстников, которые не имеют собственного мнения, не уважают себя, не умеют отстаивать свои интересы.

Несмотря на стремление выделиться и отличиться от всех, в подростковых группах процветает конформизм — соглашательство со всеми. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. В вашем возрасте и чуть постарше подростки начинают носить одежду одного стиля и вида, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В межличностных отношениях очень важно взаимопонимание, то, как складывается общение между членами малой группы. Не встречая взаимопонимания, мы становимся одинокими. А одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек.

Подросток, как и взрослый человек, является членом каких-либо малых групп: семья, школа, кружки, секции и т.д. В зависимости от взаимоотношений в группе подросток будет себя чувствовать там более или менее комфортно.

Малые группы существуют на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность.

    Основные термины и понятия

Группа, малая группа, межличностные отношения.

    Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «малая группа», «конформизм», «межличностные отношения».

2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.

3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.

4. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из её членов?

5*. Почему именно в группе рождаются нормы, правила, обычаи,традиции?

    Практикум

1. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.

2. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).

3. Согласны ли вы с утверждением: «Группа, в которую входит подросток, придаёт ему уверенность в себе»? Обоснуйте свой ответ.

4. Как вы понимаете утверждение: «Относись к другим так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе»?

5*. Придумайте ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru