|
|
|
Глава 2. Ближайшее окружение подростка
Межличностные конфликтыЧто такое конфликт? Почему бывают конфликты? Как разрешать конфликты? Слово «конфликт» вызывает у нас неприятное чувство тревожности. Оно никому не нравится. Между тем конфликт — естественная форма человеческих отношений. Его не следует опасаться, но надо знать его природу и способы разрешения. Конфликты между личностями
Больше всего конфликтов случается в сфере межличностных отношений. Межличностные конфликты — какое верное словосочетание! Столкновение между подростками — это конфликт между двумя личностями, самостоятельными зрелыми существами, обладающими богатым внутренним миром и понимающими, что такое ответственность за свои поступки. Вот почему межличностные конфликты так сложны. Межличностными их ещё следует именовать потому, что из спора по поводу вещей и предметов подростковые конфликты легко переходят на личности: ты взял мою авторучку без спроса, значит, ты — вор. Невинный проступок быстро оборачивается обвинением и, как следствие, унижением обвиняемого. Подростки категоричны в своих суждениях. Такие конфликты разрешаются труднее, чем деловые, поскольку затрагивают самые глубины человеческой личности — наши нравственные убеждения и принципы. Конфликты, в которых участвует пятиклассник, делятся на два вида: 1) межпоколенные — конфликты между взрослыми (учитель, родители, соседи) и детьми; 2) внутрипоколенные — конфликты между сверстниками.
У взрослого и ребёнка разные статусы. Превосходящий статус взрослых зачастую толкает их решать конфликт с позиций превосходства. Взрослый всеми силами старается уверить в своей правоте ребёнка, вместо того чтобы признать возможность существования разных взглядов. Превосходство взрослых в своём статусе вынуждает подростка занимать либо оборонительную (оправдывающуюся), либо агрессивную позицию. У конфликтующих детей одинаковый статус. Равный статус спорящих или ссорящихся ровесников вынуждает их долго не уступать друг другу, «качать» свои права. Каждый из участников межличностного конфликта убеждён в своей правоте. Но взрослый считает, что ребёнок должен обязательно уступить, и надеется на победу, а подросток в неравном поединке просто выражает свои чувства. Стоит ли удивляться, что большинство подростков убеждены в невозможности быть понятыми взрослыми. Но это не так! Почему возникают конфликтыПоскольку подростки ещё не научились сдерживать и контролировать себя, причиной конфликта может послужить любая мелочь: отказ дать списать домашнее задание, косой взгляд одноклассника или обидное слово, собственный внешний вид, несправедливая оценка учителя, невнимание родителей, плохое настроение и т.д. На самом деле это не причина, а повод для конфликта, т.е. нечто менее значимое. А подлинные причины кроются в особенности взросления и связанной с этим закомплексованностью. Одна из самых частых причин подростковых комплексов — недовольство мальчика или девочки своей внешностью. С равным успехом причиной закомплексованности может послужить малый рост, избыточный вес, необходимость носить очки и т. д. Поводом к конфликту могут служить совсем незначительные (а порой и мнимые) дефекты внешности. Тогда невинная шутка, услышанная подростком в свой адрес от родителей или сверстников, — вот и повод для агрессии. В школе возникают конфликты между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Конфликты между подростками в пределах школы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двухтрёх лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа парней и группа девчонок. Типичны конфликты подростков с родителями, о которых мы с вами уже говорили в предыдущих параграфах.
|
|
|