|
|
|
Глава 2. Ближайшее окружение подростка
§ 27. Межличностные конфликтыПути разрешения конфликтовОставаясь дома, дети копируют родителей. Попадая в школу, разрешать школьные конфликты они учатся прежде всего у педагогов, порой подражая им до мелочей. В начальной школе учитель — авторитет для большинства детей, и именно поэтому его поведение — образец для ребят, которому нужно следовать. Самым продуктивным считается демократический метод решения конфликта — совместное с участниками обсуждение его причин, интересов сторон и способов устранения противоречия. Практика показывает, что чаще всего деловые конфликты решаются путём сотрудничества или компромисса, личностные конфликты — избеганием или уступкой. Особенно успешным оказывается участие в конфликте посредника. На эту роль годится только человек, пользующийся авторитетом у обеих сторон, эмоционально не вовлечённый в конфликт и не заинтересованный в победе кого-либо. Кроме того, он должен быть достаточно мудрым и опытным в решении подобных вопросов, иначе он только усугубит ситуацию, доведёт её до неразрешимого конца.
Межличностные конфликты, с одной стороны, сеют в наших душах раздражение и враждебность, желание навредить другому, создают вокруг себя напряжённую ситуацию и вызывают стресс. С другой стороны, конфликт тренирует наши чувства и мышление. Он разряжает напряжённую атмосферу, учит находить компромисс — идти на взаимные уступки, — ограничивая собственные амбиции, способствует развитию взаимопонимания между подростками. Пойти на примирение — дорогого стоит. Вот почему конфликт тренирует силу воли, умение понимать взгляды и чувства других людей.
Нужно с детства учиться умению признавать свои ошибки и просить прощения. Примирение будет более искренним, если предложить конфликтующим обнять друг друга, скрепить мир рукопожатием. Главная польза участия в межличностных конфликтах — научиться в будущем их предупреждать. Помните: конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Основные термины и понятия Конфликт, компромисс. Проверьте свои знания 1. Объясните, каковы причины межличностных конфликтов. 2. Вокруг каких сторон школьной жизни наиболее часто возникают конфликты? 3. Что такое посредничество при разрешении конфликтов? 4. Чем является неподчинение требованиям родителей или учителя — причиной, поводом или началом конфликта? 5. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Объясните почему. Практикум 1. Запишите в тетрадях как можно больше аргументов: «Конфликт — это плохо, потому что...» и «Конфликт — это хорошо, потому что...». 2. Если у вас есть опыт разрешения конфликтов, то опишите его в нескольких предложениях. 3*. Приведите примеры конфликтов и способов их разрешения из истории Древнего мира.
|
|
|