Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава II. Человек среди людей

§ 8. Общение

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Юрий Борисович Левитан

Юрий Борисович Левитан (1914—1983) был известен многим миллионам людей. Но почти все эти люди даже не представляли, как Левитан выглядит, потому что никогда его не видели. Зато хорошо знали его голос — голос редкого тембра и выразительности.

Когда Левитан был вашим ровесником, он жил в городе Владимире, учился в школе, мечтал сниматься в кино и работать на радио. Однако осуществить мечту было не просто. У юноши был особый акцент — провинциальное оканье.

Много сил и времени потребовалось ему, чтобы избавиться от нежелательного произношения. И как итог — он стал «первым голосом» страны, прекрасным диктором.

Ему поручали читать наиболее важные сообщения — те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова. Такими были информационные сообщения в годы Великой Отечественной войны. По голосу Левитана люди узнавали о случившемся. Он был взволнованно-скорбным, когда речь шла о потерях, утратах, и радостно-торжественным, когда говорилось о победах и достижениях. Своими интонациями Левитан умел передать и боль, и огорчения, и радость, и торжество. С помощью выразительности своего голоса он общался с каждым радиослушателем, входил в каждый дом и в каждое сердце, заставлял собраться с силами, вселял уверенность, зарождал надежду.

Сила его влияния на людей была поистине легендарной. Одно время даже ходили слухи, будто Гитлер предлагал своим подручным большие деньги за то, чтобы вывезти Левитана в Берлин, что немецкая разведка в бессильной злобе разработала операцию по уничтожению или похищению Левитана, но эти планы были сорваны.

На долю Левитана выпала великая честь — провозгласить Победу нашего народа над фашистами.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Многие, наверно, замечали, что со сверстниками иногда легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных, со старшими мы всегда в роли ребёнка. И следует стараться уважать возраст старших, прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять к ним внимание. Даже когда вы станете взрослыми, вы будете оставаться детьми для своих родителей и старших сестёр и братьев.

Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого не только родителями, но и старшими детьми. Младшего защищают, учат, передают ему свой опыт, пытаются предостеречь от ошибок. И в этом есть особая прелесть. Ведь недаром многие дети, у которых нет, например, старшего брата, мечтают о нём.

Но в то же время так хочется по отношению к младшему брату или младшей сестре побыть r роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться и даже ссориться со старшими.

Да, очень сложно серьёзно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать, разбираться в капризах, понимать неумение, проявлять интерес, чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.

И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание. Оно помогает жить, быть здоровыми и жизнерадостными, чуткими и добрыми.

Психолог Э. Шостром от имени родителей обратился к детям. Он назвал своё обращение «Билль о правах родителей». Вот некоторые извлечения из этого документа:

«Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке...

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!

...Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!

...Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем...

Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того чтобы грести врозь».

Вопрос

Проанализируй это обращение. Какие выводы можно из него сделать?

«Слово — серебро, молчание — золото»

Каждый человек, в том числе тот, который рядом с тобой, так же сложен, как и ты. Он так же раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Всегда ли ты можешь понять и разделить его чувства? Намного легче увидеть и понять, что человек делает. Вот он встал, пошёл, взял книгу, стал читать или начал, например, играть на гитаре. А что он в это время чувствует? Хорошо ли ему? Хочется ли побыть одному или, наоборот, ощутить рядом локоть друга? Сразу это понять невозможно.

Вопрос

Чтобы научиться понимать другого человека, важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказываются на нём твои слова и поступки.

Следует учиться быть внимательным, подмечать, как и в чём проявляются чувства людей, которые нас окружают, больше слушать других, чем говорить самому. Многие считают лучшим собеседником не того, кто умеет хорошо говорить, а того, кто умеет хорошо слушать.

Однажды в пригородном поезде повстречались две женщины. Они ехали вместе почти два часа. Одна из женщин всё время говорила, другая проронила всего несколько слов и всю дорогу слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия. «Давно мне не встречалась такая хорошая собеседница», — сказала первая женщина, прощаясь.

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» — эти слова приписывают древнегреческому философу Плутарху. Они живы уже почти две тысячи лет. Видимо, не случайно.

<<< К началу       Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru