Какое общение изобразил В. Г. Перов? Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников? Как ты думаешь, о чём охотники ведут разговор? Какие качества людей, увлечённых охотой, запечатлел художник?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Зачем человеку общение?
2. Что помогает людям общаться?
3. Как общаются глухонемые? К какому виду общения можно отнести этот способ?
4. Речевое или неречевое общение объединяет артистов и зрителей в театре оперы и балета, в драматическом театре, в театре мимики и жеста?
5. Помогает ли общению завистливость, высокомерие, самовлюблённость, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость? Какие качества помогают общению?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно догадаться по мимике человека? Приведи примеры из своей жизни.
2. Подбери различные прилагательные к слову «взгляд» и составь как можно больше словосочетаний (например, «мужественный взгляд», «строгий взгляд»). Сделай вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?
3. Произнеси три раза с разной интонацией слово «молодец». Как в зависимости от произношения меняется значение этого слова?
Приведи пример любого другого слова, значение которого зависит от интонации.
4. Понаблюдай за собой: что проявляется в твоём общении со старшими и с младшими? Оцени своё общение с ними: всегда ли ты проявляешь сдержанность, терпение, откровенность? Умеешь ли ты слушать? Как ведёшь себя, если слушать неинтересно? Часто ли ты перебиваешь собеседника? Как показываешь своё отношение к тому, что слышишь? Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении.
5*. Разберись в следующей ситуации.
Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живёт пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ
Учись общаться с людьми в самых обычных ситуациях — дома, в гостях, на улице: знакомиться, вести беседу, узнавать дорогу, спрашивать время.
Будь внимательным к чувствам других людей. Старайся наблюдать за их выражением лица, интонациями, позами, жестами и движениями. Тренировать наблюдательность начни с чего-нибудь одного, например на первых порах понаблюдай за мимикой людей. Затем переходи к жестам и т. д. Только так ты можешь открыть для себя язык чувств, который нельзя услышать.
Учись выражать свои чувства, говорить о том, что тебе нравится, а что нет. Не смейся над внешностью, манерами, привычками других людей. Люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы хотели бы их видеть.
Учись уступать и прощать слабости другого человека, будь снисходительным. Не спеши делать категорические выводы по первому впечатлению. Особенно избегай резких отрицательных оценок.
Если ты испытал неудачу, не отчаивайся. Никакое умение не даётся сразу, а умение общаться отнюдь не из лёгких! Овладение искусством общения, а значит, искусством уважения человека, его внутреннего мира по-настоящему великая задача.