Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава I. Человек в социальном измерении

Потребности человека (продолжение)

Мир мыслей

Как? Почему? Могло ли быть иначе? В чём причина? Какие возможны последствия? Как часто человек задаёт эти вопросы! Тебе, наверное, тоже приходилось над ними задумываться. Вспомни, когда это происходило. Может быть, когда не мог выполнить домашнее задание? Или не понял на уроке объяснение нового материала? Или думал о подарке для друга? В любом случае ты сталкивался с какой-то проблемой, требовавшей решения.

Мир мыслей

Но найти его было непросто. Подобные ситуации заставляют человека думать, порождают те или иные мысли. В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, размышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием.

Вопрос

Вспомни, например, из курса биологии, какие общие признаки присущи живым организмам.

Используя различные понятия, человек высказывает свои мысли. Высказывание, содержащее определённую мысль, называется суждением. Среди суждений есть и такие, которые стали пословицами, народной мудростью: «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое суждение — умозаключение. Например, «Азбука — к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелёгкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной дели, тем напряжённее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощён мыслью, сосредоточен.

Мир чувств

Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.

Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх... Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (Родине, любимому занятию).

Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Всё зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека. Например, закрытие библиотеки останется не замеченным для того, кто не увлечён чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.

От чувств отличают эмоции. Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. Настроение может быть весёлым или грустным, подавленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиденным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошёл её рабочий день.

Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведениями искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Ф. И. Решетников (1906—1988). Опять двойка

Вопрос

Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?

<<< К началу       Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru