|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
Товар и деньги. Обществознание
Торговцы живут только за счет того, что производители и покупатели территориально разъединены друг с другом. До революции сапожник сам приходил к клиенту либо тот шел к сапожнику, не переплачивая за товар. А в деревне производитель и покупатель жили совсем рядом. Таким образом, наценка на товар — законная плата торговцу за риск, неудобства и затраты собственной энергии (и капиталов), которые он терпит, доставляя товар от места изготовления к месту сбыта. Конечная стоимость товара включает: а) начальную цену товара, б) издержки (налоги, транспорт, аренда помещения), в) прибыль. Это закон посреднической деятельности. Приведем пример. Купец-посредник, чтобы заработать свои деньги (прибыль), должен немало потрудиться, осуществив множество производственных операций. Он достает капитал, узнает рыночную конъюнктуру в месте приобретения товара (Турция) и в месте его продажи (Москва), достает транспорт, причем не один раз, расплачивается с таможней, организует дешевую аренду и поддерживает здание (ремонт магазина), ищет рынок покупателей и нанимает продавцов, обеспечивает им своевременную оплату, отвечает за дисциплину труда, качество проданного товара (рекламация), представительствует от лица фирмы (ходит по инстанциям и утрясает всевозможные оргвопросы) и т.д. Первая составляющая конечной цены товара — начальная стоимость, по которой, например, покупаются куртка или компьютер за рубежом, и третья — размер прибыли торговца должны оставаться постоянными. Если они будут меньше известного предела, то он либо разорится, либо уйдет из этого сектора экономики. Изменяются только издержки. Если правительство на 10% увеличивает таможенный сбор, то эти 10% включаются в конечную цену товара. То же самое произойдет с повышением стоимости транспорта или аренды. Разница моментально будет переложена на плечи покупателя. Понятия: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль. Вопросы и задания 1. Что прежде заменяло деньги? Расскажите об этом подробнее, отмечая достоинства и недостатки заменителей денег. 2. Перечислите и опишите основные функции денег. * Можно ли утверждать, что главной функцией денег выступает обращение? 3. В чем состоит покупательная способность денег? Приведите примеры возрастания и падения покупательной способности рубля. 4. В чем состоит операция деньги — товар — деньги? А вы когда-нибудь к ней прибегали? Если да, то расскажите, как она происходила. *5. Одна из главных причин, побуждающая людей накапливать деньги, — стремление получить на них процент. Объясните смысл этой операции. *6. Подумайте, в каких случаях сами деньги являются товаром? *7. Вспомните, когда в России появились бумажные деньги — ассигнации — и зачем? Проблема. Возможно ли существование общества без денег на современном уровне развития? Практикум. Вы еще не появились на свет, а ваши родители уже задумываются, во что им обойдется содержание ребенка, хватит ли их дохода на то, чтобы одеть, прокормить, отдать вас в школу (сегодня многие из них частные), а затем и поставить «на ноги». Поинтересуйтесь у родителей, сколько они тратят денег на ваше содержание, скажем за год, на разных этапах жизни. Кто обходится родителям дороже — маленький ребенок или подросток? Ответ аргументируйте.
|
|
|