Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 2. Экономическая сфера

Спрос и предложение

В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Это основные понятия рыночной экономики.

СПРОС — желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса бывает разной. Она зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товара или услуг по данной цене в данный период времени.

Спрос и цена взаимозависимы и взаимопротивоположны: когда цены растут, спрос падает. Это значит, что по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким.

Парной спросу категорией выступает предложение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время. Предложение изменяется в том же направлении, что и цены.

Между спросом и предложением существует следующая зависимость:

    когда спрос растет, то растет и предложение, но — когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос.

Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше.

И производили бы, если бы все, что производят одни, покупали другие. Но другие, т.е. потребители, руководствуются при покупке совсем иными интересами. Завод готов продать клиенту 10 пылесосов, но ему столько не нужно. У потребителя всегда ограниченный спрос. Он определяется:

    — размерами индивидуального дохода,

    — потребностями, необходимыми сегодня,

    — модой, т.е. общественной оценкой того, что стоит сегодня покупать, а что — нет,

    — ценами на товары-заменители.

Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. Но вслед, а не вперед. Покупатель перестал приобретать пылесосы, и производитель прекратил их изготовлять. Иначе он не может: произвел → не купили → разорился — такова цепочка работы впрок.

Связь между тремя экономическими величинами можно выразить на условной схеме взаимосвязи цены, спроса и предложения.

Взаимосвязь цены, спроса и предложения

Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по дорогой цене. При этом они в глубине души надеются, что спрос на них не уменьшится. А почему им думать иначе? Ведь каждый производитель думает только о себе (впрочем, как и потребитель). Он не знает, о чем решили его конкуренты. А те поступили точно также. Все производители однотипной продукции, тех же пылесосов, полагают: за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на пылесосы не увеличивался, то и цены не повышались бы.

В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому это нужно, пылесосы накупили, а заводы продолжают их штамповать. Спрос падает, товары не разбирают, заводы терпят убытки.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru